Программа «Готовимся к школе»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (в части обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования), на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования и авторскими программами «Предшкольная пора» УМК «Планета знаний».
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Скачать программу
Актуальность выбора курса «Готовимся к школе» определена тем, что развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Новизна данной программы определена современными Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к дошкольному образованию и воспитанию, а также требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.
В ФГТ выделены десять образовательных областей:
- здоровье,
- физическая культура,
- социализация,
- труд,
- безопасность,
- чтение художественной литературы,
- коммуникация,
- познание,
- музыка,
- художественное творчество.
Курс "Готовимся к школе" УМК "Планета знаний" даёт возможность реализации большинства из этих направлений.
Отличительная особенность курса «Готовимся к школе» заключается в создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Подготовка носит развивающий характер;
- не допускает дублирования программ первого класса
- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми)
- обеспечивает формирование ценностных установок
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности
- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
- инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Цель программы — успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа курса «Готовимся к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья
- развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентации
- развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы
- развитие эмоционально-волевой сферы
- развитие коммуникативных умений
- развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Подготовка к школе носит развивающий характер:
- не допускает дублирования программ первого класса
- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми)
- обеспечивает формирование ценностных установок
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности
- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе всотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Методы и приёмы.
- Наглядные методы.
- Словесные методы.
- Практические методы.
- Словесные приемы.
- Наглядные приемы.
- Игровые приемы.
Формы и технологии, используемые при реализации программы.
При подготовке конкретного занятия педагог:
- оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний, умений
- предусматривает разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка
- учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях
- предусматривает взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа курса «Готовимся к школе» предлагает систему адаптационных интегрированных занятий и состоит из следующих предметов авторских программ:
- «В мире звуков и букв» Т. М. Андрианова, И. Л. Андрианова
- «В мире чисел и цифр» Т. М. Андрианова, И. Л. Андрианова
- «Говорим о доме и о семье» Л.В. Петленко, О. А. Агибалова
- «Литературное чтение. Предшкольная пора» Э. Э. Кац
- «Готовим руку к письму и учимся писать красиво» В. А. Илюхина, И. В. Илюхина.
2. Ожидаемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: мотивационные и коммуникативные, формирование Я — концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- знаково-символическое моделирование и преобразование объекта
- анализ объектов с целью выделения признаков
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов
- сравнение и сопоставление; выделение общего и различного
- осуществление классификации установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
- осуществление действия по образцу и заданному правилу
- сохранение заданной цели
- умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого и осуществление контроля своей деятельности по результату
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
- овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения
- эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками
- ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Ребёнок научится:
- распознавать первый звук в словах, внимательно слушать литературные произведения
- называть персонажей, основные события
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям
- составлять элементарный рассказ по серии картинок
- обсуждать нравственные стороны поступков людей
- участвовать в коллективных разговорах
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения
- различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру
- считать от 0 до 9 и в обратном порядке
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами
- ориентироваться в пространстве
- ориентироваться в тетради в клетку
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном)
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки)
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два
- использовать основные правила построения линейного орнамента.
|