Подготовка ребенка к школе |
Скоро в школу | |||
Автор: Нуриева Авелина Владимировна Хабирова Гульназ Рамзиевна Фаухиева Гузалия Назгатовна | |||
26.10.2022 20:05 | |||
Подготовка ребенка к школе Не стоит игнорировать задержку речи и ждать, что речь появится сама. Если это действительтно темповая задержка. То малыш будет лучше подготовлен к садику. А если диагноз ЗРР — предвестник более сложных нарушений, то ранние занятия заложат базу для успешной коррекции в дальнейшем. Успешное обучение письму и чтению в школе предполагает обязательное условие – развитие фонематического слуха. В силу различных причин у ребенка можно наблюдать неправильное произношение звуков, нечеткое или невнятное произнесение слов, а вместе с этим и отсутствие полноценного фонематического восприятия. Нарушение фонематического слуха не дает ребенку умения четко дифференцировать на слух фонемы русского языка и без этого нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза. Все это делает невозможным и полное усвоение грамоты. "Оттого, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии" (Д. Б. Эльконин).
Работая учителем логопедом в речевой группе детского сада, я заметила, что некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух, не договаривают окончания слов, затрудняются определить место звука в слове, не четко дифференцируют группы звуков. Чтобы помочь детям легко справляться со звуковым анализом слов, успешно далее обучаться в школе мною были поставлены следующие задачи:
Для решения этих задач я провела диагностическое обследование и выявила, что некоторые дети не могли назвать слова с определенным звуком, не слышали различия в словах кашка – каска, угол – уголь и т.д. Многие дети не могли определить лишний слог в сочетаниях, например: ка-ка-га-ка, на-па-на-на и другие, им очень трудно было определить место звука в слове. Из-за этих ошибок мы не могли начать работать над звуковым анализом слов, а самое главное то, что дети стеснялись отвечать, общаться со сверстниками. Они не всегда четко могли выразить свою мысль. Свою работу я разделила на несколько этапов: I этап – узнавание детьми неречевых звуков II этап – различение слов, близких по звуковому составу и слогов III этап – различение гласных и согласных звуков IV этап – определение места звука в слове, т.е. развитие навыков элементарного звукового анализа На I этапе в процессе специальных дидактических игр и упражнений я развивала у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Сначала предлагала детям послушать звуки за окном: что шумит, что гудит, кто смеется и т.д. Затем внимательно послушать, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, из зала, кухни. Дети с удовольствием повторяли их. Я "подводила" их к тому, что звуки отличаются друг от друга, например: деревья шумят – ш-ш-ш, а жук жужжит – ж-ж-ж. С помощью таких игр, как "Узнай по звуку", "Угадай, что это было?", "Найди игрушку", дети рассказывали, что они каждый раз слышат. На II этапе учила детей различать слова, близкие по звуковому составу. Играя в игру "Неправильное слово", дети при помощи палочек определяли, какое слово звучит верно, а какое неверно. Это требовало от них большого внимания. Развиваем внимание. Использую игру * Повтори за мной действие. если услышишь слово.. пожалуйста. * После этого ребята были готовы к тому, чтобы научиться различать слоги. При помощи таких игр, как "Угадай, что лишнее", "Так или не так", "Телефон" они угадывали: одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того, чтобы контролировать реакцию каждого ребенка я использовала кружки разного цвета: красный – если слоги одинаковые, зеленый – если разные. Дети справлялись довольно успешно, они уже без ошибок различали звуки на слух. На III этапе дети учились различать звуки родного языка. Эту работу я начала с дифференциации гласных звуков. Игры "Покажи картинку", "Подскажи Петрушке звук", "Кто больше", "Скажи как я" помогли детям различить гласные звуки А,О, У, И, Ы, Э. Когда я произносила звук "У", то дети поднимали нужную картинку (пароход), зная, что так гудит пароход и т.д. Гласные звуки живут в красном домике. Гласный звук обозначаем красным цветом. Также проводилась работа по различению согласных звуков. Звук определяем.. при произнесении звука воздух встречает преграду- губы…зубы.. язык. Определяем согласный звук синим цветом. На IV этапе мы с детьми учились определять место звука в слове. Сначала дети определяли, какой звук звучит в конце, а потом научились определять место звука в начале слова. Затем уже сами придумывали слова, в которых нужный звук слышится в начале, середине, конце слова. Полученные знания детей закрепляла при помощи заучивания скороговорок, чистоговорок; Путем практических упражнений я подводила детей к тому, чтобы они научились правильно определять место звука в слове, что необходимо для звукового анализа слова, то есть для обучения грамоте. Ежедневно …во второй половине дня…воспитатели продолжали работу по определению места звука в слове по звуковым пеналам. Проводимые в такой последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и памяти, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи.
|