Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений для развития ребенка и подготовки к обучению в школе» |
Скоро в школу | |||
Автор: Абасова Анна Александровна | |||
08.12.2021 19:45 | |||
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений для развития ребенка и подготовки к обучению в школе» Подготовила Абасова Анна Александровна педагог-психолог д/с «Сказка» пгт Оричи Аннотация: Современные проблемы подготовки детей к обучению в школе требуют внедрения всё новых методов работы. В первую очередь необходимо дождаться развития мозга. Наука кинезиология позволяет использовать упражнения не только для развития потенциала мозга дошкольников, но и развивает высшие психические функции и саморегуляцию. Простой метод для решения сложной задачи! «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» © Кант
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» © В. А. Сухомлинский При переходе из дошкольного возраста в младший школьный от детей требуются развитие в пределах возрастной нормы высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), мелкой моторики рук, речи, умения читать и т.д. Педагогические работники дошкольного образования используют различные методы и методики для достижения этих целей, но не всегда это происходит настолько эффективно, насколько предполагается. Давайте ненадолго заглянем немного глубже в причину такого явления. Представим человека, обратим внимание на его голову, мысленно приоткроем черепную коробку и найдем тот удивительный предмет изучения – человеческий мозг. Именно в нем запускаются все нейронные процессы, связанные с регуляцией тела, самопознанием, развитием психических функций. Если присмотреться, то мы увидим, что мозг состоит из двух частей, как мы их называем? (Полушария головного мозга) У всех людей одно из полушарий является ведущим, у левшей – правое, у правшей – левое. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга и необходимо для организации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Представим, что одно полушарие не полностью функционирует, какие нарушения в развитии мы можем наблюдать у ребенка? Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. У ребенка появляются сложности в чтении и письме, возникают сложности с речью. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов и предупреждает появление сложностей в обучении (письмо, речь, счет, запоминание, восприятие учебной информации). Образовательная система нашей страны построена так, что развитие полушарий происходит не совместно, а раздельно, упускается ценное и важное развитие межполушарных связей. Огромную помощь в этом нам предоставляет наука «кинезиология». Это достаточно молодое и малоизученное направление возникло как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика). «Кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos) — «наука». Сиротюк А. Л. дает современную трактовку кинезиологии — «это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения». В этой науке развитие двигательной активности пальцев и кистей рук напрямую связано с развитием речи и развитием коры головного мозга. Именно эти упражнения помогают формировать межполушарные связи, что способствует гармоничному развитию ребенка и более успешному переходу к школьному обучению. Польза кинезиологических упражнений:
Техника выполнения заданий:
Рекомендуемая литература:
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение "Ухо — нос" Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот". Упражнение «Лягушки» Руки положить на стол, колени или любую горизонтальную поверхность. Одну руку сжать в кулак, другую положить ладошкой вниз. Одновременно менять положение рук. Для усложнения постепенно увеличиваем темп. Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут, А пруд зарос травой, Зеленой и густой. * Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь). В первое время дети проговаривают свои действия. Можно усложнить упражнение называя и показывая разные положения кисти. Упражнение «Перекрестные шаги» Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его. Выполнять 4-8 раз. Дышите в обычном темпе. (Можно выполнять под музыку). Способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. Упражнение «Перекрестные шаги назад» Ладонью левой руки потянитесь к поднимающейся навстречу пятке правой ноги, слегка коснитесь ее. Ладонью правой руки потянитесь к поднимающейся навстречу пятке левой ноги, слегка коснитесь ее. Выполнять 4-8 раз. Дышите в обычном темпе. (Можно выполнять под музыку). Упражнение «Фонарики» Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая соответствующими фразами. Фонарики зажглись, Фонарики погасли! Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнения можно выполнять сначала под счёт, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками. Мы фонарики зажжем А потом гулять пойдем! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают! Упражнение «Оладушки». Левая рука касается стола ладонью, правая рука – тыльной стороной. Смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью. Мы для нашей бабушки Испечем оладушки. Кушай-кушай, бабушка, Вкусные оладушки. Упражнение «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. Любим ручками играть, И лезгинку танцевать. Упражнение «Заверни-разверни». Лист А4 делим пополам, одновременно двумя руками каждую часть листа сминаем, потом разворачиваем. Упражнение «Моем окно и стол». Левая рука делает круговые движения горизонтально, как будто моет стол, а правая рука вертикально – моет окно. Смена положения рук. Упражнение «Винни-Пух» Правая рука кладется на живот, левая рука – на голову. Правая рука выполняет круговые движения, а левая рука – похлопывающие движения по голове. Движения выполняются одновременно, после чего меняют руки. Упражнение «Часики» Выполняются разнонаправленные движения глаз и языка. Кончик языка – влево, глаза – вправо и наоборот. Техника «симметричные рисунки» Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что перед вами холст, а в руках по карандашу. Одновременно, двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Упражнение рекомендуется делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения. Как вариант – использования прописей для 2 рук, рисование и раскрашивание рисунков. Способствует развитию координации всего тела, способствуют творческому самовыражению, пространственному видению. Упражнение «Ленивые восьмерки» Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте рисовать вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторите каждой рукой 3 раза. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить 3 раза. Это упражнение поможет снять усталость глаз, укрепляют связь рука-глаз, расширяют границы зрительного восприятия.
|