Формирование психологической готовности детей к школе с использованием цифровых технологий |
Скоро в школу | |||
Автор: Салимова Альфия Альбертовна | |||
17.11.2021 04:48 | |||
Формирование психологической готовности детей к школе с использованием цифровых технологий Наступает пора, когда родители начинают задумываться о поступлении детей в первый класс. Но мало кто знает какая именно подготовка нужна при поступлении в школу. Конечно же родители без сомнения предполагают, что ребенку для успешной учебы необходимо уметь считать, читать и писать. Но мало кто задумывается об уровне познавательного, интеллектуального, коммуникативного и эмоционально-волевого развития своего ребенка. Ребенок старшего дошкольного возраста должен быть любознательным, уметь вступать в общение со сверстниками и взрослыми, уметь контролировать свое поведение, уметь слушать, понимать и выполнять задания взрослого, должны быть хорошо развиты внимание, воображение, память, речь. Говоря одним словом ребенок должен быть психически развит. Важнейшим итогом психического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Именно, проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной, в связи с тем, что к моменту поступления в школу не все будущие первоклассники психологически готовы к школьному обучению.
Так как, основной отрезок жизни дети проживают в дошкольной образовательной среде, то в задачи современной дошкольной образовательной организации входит создание такой образовательной среды, в которой будет организована подготовка ребенка к самостоятельной жизни и формирование у него творческих способностей, любознательности, инициативности, коммуникативности и исследовательского интереса. Дошкольное образование призвано соблюдать преемственность с другими ступенями общего образования, оно не может и не должно превращать свою деятельность в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что оптимальный путь формирования готовности ребенка к систематическому школьному обучению можно извлечь только из различных видов деятельности ребенка – игры, общения, художественного творчества, активного восприятия сказки и др. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет не само по себе овладение знаниями и навыками, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточно внимания. Для определения готовности к школе обычно используется Психологической карты дошкольника (готовность к школе) М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева со следующими показателями: психологическая и социальная готовность, развитие значимых психофизиологических функций, развитие познавательной сферы, состояние здоровья. На основании анализа этих показателей делается вывод об уровне готовности ребенка к школе. Окончание диагностики ребенка завершается составлением карты – характеристики и выводов об уровне готовности всех компонентов к новому виду деятельности, в которых заложены следующие параметры:
На основании полученных результатов при необходимости проводятся занятия по формированию психологической готовности детей к обучению в школе. После проведения коррекционной работы проводится повторная диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе. На сегодняшний день, для повышения качества дошкольного образования, в образовательном процессе также используется целый спектр цифровых технологий в частности – интерактивная доска, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребенка в школу. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании способствует значительному повышению интереса ребенка к процессу обучения, т.к непосредственная образовательная деятельность проводится в игровой форме в виде анимации, активизируя внимание и появляется огромный интерес за счет реалистичного и динамичного материала, увеличение восприятия способствует расширению кругозора, памяти, мышления, логики, развитию познавательной самостоятельности; образный тип информации понятен дошкольникам, не умеющим читать и писать; полученные знания остаются в памяти, на долгое время и легче воспроизводятся для применения, повышается уровень усвоения учебного материала детьми. Использование цифровых технологий в образовании существенно обогащает, качественно обновляет воспитально-образовательный процесс в ДОУ и повышает его эффективность. Их можно включать во все виды детской деятельности и для всестороннего развития детей. Применение интерактивной доски должно быть не более 5-7 минут, два раза в неделю. Таким образом, применение цифровых средств в непосредственной образовательной деятельности положительно влияет на успешную подготовку к обучению в школе. Потому важнее не учить ребенка читать, считать и писать, а необходимо развивать речь, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности, способность слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказать, проводить зрительное сопоставление.
|