«Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие адаптации ребёнка к школьному обучению» |
Скоро в школу | |||
Автор: Русакова Татьяна Витальевна | |||
04.11.2021 10:12 | |||
«Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие адаптации ребёнка к школьному обучению» (из опыта работы МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска, Подготовила: Русакова Т.В., старший воспитатель) Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами, которые идут в нашем обществе. И в первую очередь – постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем, как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию. А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться! Одно из условий непрерывного образования является — преемственность всех звеньев учебного процесса. На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей. Таким образом, считаем, выбранная тема актуальна и значима для развития системы образования, так как преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, поэтому организация преемственности в работе детского сада и школы является полноправным и полноценным звеном государственной системы общего образования, обеспечивающее непрерывность образовательного процесса с плавным переходом детей 5-7 лет от дошкольного к начальному школьному образованию. Постепенный переход от игровой к учебной деятельности воспитанников обеспечивает деятельностный подход. Основными целями данного звена образовательной системы являются обеспечение равных стартовых возможностей детям, поступающим в школу, плавный бесстрессовый переход от игровой деятельности к учебной, создание благоприятных условий для полноценного развития детей. Задачи, решаемые педагогами для достижения поставленных целей:
Задача сохранения здоровья, безусловно, приоритетна, и тому есть медико-психолого-педагогические основания: 1. Ухудшение состояния здоровья детского населения России:
2. Совпадение момента поступления в школу с «кризисным» периодом 6-8 лет. Это период, по Л.Божович, рождения социального «Я» ребёнка. Связан с появлением нового системного образования – «внутренней позиции», т.е. нового уровня самосознания и рефлексии. В этот период у ребёнка происходит перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей. 3. Усложнение программ начального обучения. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г Усинска (далее-ДОУ №16») имеет необходимый опыт работы в данном направлении. ДОУ №16 на протяжении многих лет ведет активное сотрудничество со школами -партнерами МАОУ «НОШ № 7» г. Усинска, МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска, МБОУ «СОШ № 2» г. Усинска. Кроме реализации совместных планов работы по преемственности между ДОУ и школами –партнерами, в ДОУ №16 был реализован проект «Будущий первоклассник» (http://dckv16. ucoz. ru/dsg/proekt_budushhij_pervoklassnik. pdf). Главная цель работы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Для достижения этой цели определены основные направления обеспечения преемственности между детским садом и школой, включающие работу со всеми субъектами образовательного пространства: воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогами. В предшкольной подготовке наших воспитанников важную роль играют занятия по психологическому развитию старших дошкольников. Психологическая готовность современных детей к школьному обучению уже не является, как это было в предыдущие десятилетия, естественным и закономерным результатом полноценного проживания ребёнком дошкольного периода развития. Поэтому формирование психологической готовности к школьному обучению, в первую очередь, развитие познавательной деятельности детей, должно целенаправленно осуществляться в рамках специально организованной работы. Знакомство детей с условиями и особенностями школьной жизни педагоги обеспечивают через организацию игровой, продуктивной деятельности, бесед. На основании запросов участников образовательного процесса в нашем ДОУ осуществлен подбор образовательных программ различной направленности, созданных самостоятельно образовательной организацией. Одной из таких программ является программ по обучению игре в шашки, реализуемая в старшем дошкольном возрасте. Эта программа имеет целью раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки, а также организацию досуга и развитие творческого потенциала через эту игру. Безусловно, её реализация позволяет более широко использовать потенциал детей, их скрытые таланты и возможности к развитию. Кроме того, разработаны и реализуются дополнительные программы развития детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте «АБВГдейка», «Звучащие кубики» (по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева), а также программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников «Развивайка». Хотим отметить высокую заинтересованность родителей как социальных заказчиков в данных программ. Построение развивающей предметно-пространственной организации жизни детей в старшем дошкольном возрасте как части образовательной среды, согласно ФГОС ДО – непростая задача, над решением которой работают все педагоги нашего ДОУ, поскольку всё, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта, а значит, работает на решение задачи обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования. Обязательным элементом среды в подготовительной группе является «Уголок школьника». Он необходим для развития стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечения становления полноценной готовности к обучению к школе. Огромную роль в решении задач по организации работы преемственности дошкольного и начального школьного образования играют совместные мероприятия воспитанников с учениками 1-х классов. В разнообразных формах: организация экскурсий в школу, совместные театрализованные представления, викторины, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы, национальные коми игры, акции, интеллектуальные турниры и др. В период ограничительных мер организованы мероприятия в онлайн и офлайн форматах: литературная гостиная, театрализованное представление, бодрящая гимнастика, онлайн -конкурс чтецов, видеоурок «Место ученика. Портфель ученика» и др. Результат данной работы- появление у дошкольников интереса к школьному обучению, сформировалось положительное отношение к школе, учителям, ученикам. Такие совместные встречи помогают сформировать у дошкольников образ грамотного, интересного и разностороннего первоклассника, а что самое важное — формируют мотивационную готовность к школе. Подобные встречи детского сада и школы, способствовали:
Работа с родителями (законными представителями) будущих первоклассников направлена на просвещение родителей (законных представителей) по вопросам подготовки детей к школьному обучению и реализована через: оформление стенда «Будущие первоклассники» консультативным материалом; анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» (индивидуальная консультация родителей (законных представителей) по итогам анкетирования); родительские собрания; круглый стол «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе (встреча родителей (законных представителей с педагогами-психологами школ), дни открытых дверей для будущих школьников и родителей (открытые занятия, экскурсии в школах); пресс конференция «Почему учиться трудно?» и др. В детском саду функционирует консультативный пункт для родителей с детьми от 3 до 7 лет, в том числе и не посещающими ДОУ, где оказывается консультационная поддержка и по вопросам формирования психологической готовности детей к школьному обучению. В сложное время самоизоляции весной и летом этого года, когда все образовательные учреждения перенесли свою активность в виртуальный мир, педагоги в родительские чаты выкладывали созданные ролики для поддержки родителей в вопросах подготовки к школьному обучению. Основной акцент был сделан на подбор простого игрового материала для развития основных психических процессов. Результат данной работы — повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания дошкольников в целях их успешной подготовки к школе. Родители (законные представители) удовлетворены качеством совместной работы на ступени предшкольного образования. Более подробно о формах работы МАДОУ "ДС КВ № 16" г. Усинска с родителями по вопросам подготовки детей к школе» можно ознакомиться на официальном сайте учреждения. Особое внимание в детском саду уделяется вопросам организации сотрудничества воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов школ-партнеров. Оно заключается во взаимных посещениях открытых мероприятий, в обмене опытом, в рекомендациях учителей воспитателям по вопросам подготовки детей к школе, в организации школьного консилиума по итогам адаптации первоклассников к школе, где наши педагоги имеют возможность отслеживать уровень адаптированности своих выпускников. Кроме этого используем следующие формы работы: — просмотр открытых уроков в первых классах в школах, открытых занятий в ДОУ, круглый стол «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе», — семинар «Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) в условиях ДОУ», семинар-практикум с педагогами. Без тесного сотрудничества педагога-психолога и воспитателей результат будет недостаточным. В начале года после предварительной диагностики на готовность детей к школе проводятся индивидуальные консультации и разрабатываются рекомендации по развитию каждого ребенка, показавшего недостаточные результаты развития тех или иных психических процессов. Вместе с рекомендациями предлагаются разработки с игровыми упражнениями на развитие всех психических процессов. Через тетради взаимосвязи происходит прослеживание индивидуальной работы воспитателей с детьми. Психолого-педагогическая диагностика детей, определяющая уровень школьной готовности каждого выпускника детского сада, которая проводится в конце учебного года, отражает позитивные изменения в подготовке детей к школьному обучению. У детей достаточно хорошо развиты мышление, память, математические представления, волевая регуляция, фонематический слух, мотивация, общие умения и представления, а также те качества, которые помогут ребенку войти в совершенно новый, школьный коллектив, активно включиться в учебную и досуговую деятельность школы: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения. Таким образом, анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно. В нашем детском саду накоплен большой опыт работы в данном направлении. Вот уже третий год учреждение является муниципальной опорно-методической площадкой на тему «Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие адаптации ребёнка к школьному обучению». Работа по данному направлению позволяет не только обобщить свой опыт работы педагогов учреждения, но и распространить его среди педагогов дошкольных образовательных учреждений города. Формы работы, освоенные в результате деятельности данной муниципальной опорной площадки, используются образовательными учреждениями города для:
МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска находится в режиме постоянного развития и поиска новых форм и технологий в работе по преемственности «Детский сад-школа». С надеждой смотрим в будущее. Думаем, что такое сотрудничество ради наших детей, позволит добиться высоких результатов в работе.
|