Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
Скоро в школу
Автор: Тимофеева Ангелина Николаевна   
09.12.2020 06:17

Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.

Тимофеева Ангелина Николаевна,

воспитатель структурное подразделение МАОУ СОШ № 4, г. Боровичи Новгородской области

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь, реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. От ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.

Психологи выделяют следующие аспекты готовности ребенка к обучению в школе: интеллектуальная готовность, психологическая готовность, мотивационная (личностная) готовность.

Представим рекомендации по формированию мотивационной (личностной) готовности будущего первоклассника на основе использования развивающих игр. Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А. Венгер., А.Л. Венгер., Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р. Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие.

 

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Психологическая готовность – итог всей дошкольной жизни. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольной образовательной организации и семьи в процессе подготовки детей к школе. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения у ребенка старшего дошкольного возраста.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания. Наблюдая за игрой ребенка старшего дошкольного возраста, можно многое сказать об уровне его развития в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил; формируется умение контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если он пассивен, не проявляет интереса к играм, то это серьезный сигнал неблагополучия в его развитии.

Знакомясь с математическими понятиями, ребенок старшего дошкольного возраста учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.

Следует подчеркнуть, что математика в повседневной домашней жизни встречается постоянно. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включать в его игровое пространство. В игре старший дошкольник может уже незаметно для себя решать учебные задачи.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был готов к обучению и процесс адаптации прошел безболезненно, повышалась успешность в освоении новой роли учащегося.

Для того, чтобы ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не следует ему читать лекцию на эту тему, да и не действенно это, надо просто играть в полезные для его возраста игры.

Играя вместе с детьми старшего дошкольного возраста, важно соблюдать несколько условий:

– четко и выразительно разъяснять задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнера; сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к их игровым действиям;

– во время игры предоставлять возможность быть в роли как участника, так и ведущего;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– обязательно поощрять победителя игры.

В практической деятельности воспитателю при работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать сюжетно-ролевые игры; разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов; игры-соревнования; конструкторские игры, игры-драматизации; подвижные и спортивные игры; игры в шашки (шахматы).

Сюжетно-ролевые игры

Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок старшего дошкольного возраста способен брать на себя какую-то роль взрослого, действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются основой формирования его опыта «взрослой жизни». Они способствуют познанию окружающего мира и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

У сюжетно-ролевых игр для данного возраста детей есть свои характерные особенности:

– это форма активного отражения повседневной жизни взрослых людей;

–предполагают комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);

– сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;

–предполагают творческое отражение действительности ребенком;

– такие игры способствуют познанию окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;

–предполагают не простое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;

– как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков;

– изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей, умения ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

Такие игры помогают развивать у ребенка старшего дошкольного возраста логическое мышление, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

Детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

Игры-соревнования

Наблюдения показывают, что именно в играх-соревнованиях у детей старшего дошкольного возраста развивается стремление к успеху и возможности осваивать социальную роль лидера.

Конструкторская игра

Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то самостоятельно сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у них формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, развивается практические мышление. В результате конструирования развивается воображение и образное мышление, формируется умениие планировать свои действия в определенной последовательности.

Игра-драматизация

По сути, эта игра подразумевает заучивание ребенком старшего дошкольного возраста слов роли, точную передачу чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты, учит различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не имеющее высокий уровень сложности.

Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то. В играх с детьми старшего дошкольного возраста можно также использовать фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости. Также используются подвижные и спортивные игры. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

Игры в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.

Значительную часть времени родители заняты делами по дому. Это время также можно рационально использовать для общения с ребенком старшего дошкольного возраста. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Придумай слово»; «Сочини сказку», «Сосчитайте предметы на кухне», «Придумайте задачу», «Соревнование в скороговорках». Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными. Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превращайте это в увлекательную игру создания своей родословной.

Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родители могут выбрать игру по своему вкусу, но необходимо обратить внимание на те из них, которые:

– формируют внимание, память, сосредоточенность ( «Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

– развивают детские представления о качествах и свойствах предметов ( «Что из чего сделано», «Магазин «Ткани»», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

– развивают логическое мышление ( «Что сначала, что потом», «Времена года», «Сравни по величине»), шашки, шахматы; речь ( «Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

Таким образом, развивающие игры помогают повысить мотивационную готовность детей 6-7 лет к школе. Следует особо подчеркнуть, что они должны проводиться в системе не нескольких месяцев, а в течение длительного времени.

Список литературы:

  1. Анастези А. Понятие школьной зрелости: [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat. com/71/590-1-problemy-shkol-noiy-zrelosti. html (дата обращения 22. 11. 17).
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. 2006. №6. С.40-45.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 243 с.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Дрофа, 2015. 98 с.
  5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 2017. 102 с.
  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2015. 405 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год