ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ДОУ |
Родительские собрания | |||
Автор: Рушина Елена Васильевна, Литвиненко Жанна Викторовна | |||
12.10.2021 23:08 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ДОУ Аннотация: Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. В статье авторы раскрывают технологию фасилитации, которую используют на родительских собраниях. Ключевые слова Педагог, фасилитация, ДОУ. Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом. Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого — педагогических механизмов личностного развития человека.
Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он 128 стремится к достижению конечной цели — обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско — взрослой общности. Фасилитация (от англ. facilitate — помогать) — это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертоми не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта. В современных условиях, когда родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи детский сад выступает фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в ДОУ. Для достижения таких задач следует продумать максимально возможные и реализовать эффективные сценарии включения родителей в жизнь ребенка в ДОУ. Началом и основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса. На таких собраниях родители становятся полноправными участниками образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для развития ребенка мероприятий. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях. Актуальность проблемы использования технологий фасилитации обоснована тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживая необходимый настрой, создавая деловую, доброжелательную атмосферу в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений. Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации ведущий не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Самостоятельный поиск информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает более эффективную обработку найденной информации, ускоряет процесс решения поставленной задачи, а также освоение и закрепление приобретенных навыков. 6 черт фасилитатора: управлять содержанием и динамикой; умение слушать и слышать; умение точно и полно передавать информацию; умение структурировать время и 129 информацию; умение правильно задавать вопросы; готовность делить «победу» с группой; готовность принимать чужие мнения, не навязывать свое мнение группе. Цель проведения родительских собраний с использований технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Задача фасилитации – разрешение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий. Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного. Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих у родителей по ситуациям пребывания ребенка в ДОУ, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками диалога. Типичная ситуация: кто — то из родителей много говорит не по существу, чьи — то разумные идеи остаются не услышанными, тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы собрания; решения не принимаются, все время уходит на процесс обсуждения. Именно в таких ситуациях напряженности и противоречий следует обратиться к фасилитации группового взаимодействия. При такой постановке вопроса есть возможность подготовить родителей к самостоятельному принятию решений через делегирование им инициативы и ответственности. Список использованной литературы: 1. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно — методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. – 144 с.
|