«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Н.К.Крупская. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ передачи полученных знаний об окружающей жизни. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность и активность. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, моряком – кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. Игра выступает как важное средство воспитания, её принято называть «спутником детства». Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В неё вовлекаются все стороны личности: ребенок думает, говорит, двигается. С игрой тесно связаны многие виды деятельности дошкольника. Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. Полученные от окружающего мира знания и впечатления, дети стремятся передать в своих рисунках. Наблюдения за поведением детей на занятиях по изобразительной деятельности показали: весьма часто задачи, которые ставит педагог, не отвечают их потребностям и интересам. Предлагая детям, скажем, рисовать воздушные шары (младшая группа), педагог хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно, не понимают значения этой программной задачи . И потом, рисовать просто так многим совсем не интересно. Важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому-то. Но кому? К счастью, такой мир существует! Этот удивительный мир кукол, которые ходят друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи и лисы; обращаются к ребенку за помощью. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что именно эти яблочки и листочки очень нужны . Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок. То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович ). Зачем же отказываться от такой “волшебной палочки”, как игровой прием в процессе обучения детей рисованию? В своей работе я очень охотно применяю игровые приемы. На первый взгляд кажется, что создать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений. Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой - должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от “настоящей” свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: “Поможем ежику сделать запасы ” или: “Подумайте, на чем можно отправиться в космос”; “Построим новый дом”. В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, “построить” ракету, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п. В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация “как будто”. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием. Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Использование игровых приемов позволит педагогу сделать процесс обучения успешным, ненавязчивым, интересным для ребенка. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» - М., «Просвещение»,1983 2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения – М., «Просвещение»,1992 3. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика – М., «Просвещение», 1988 4. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» - М., «Просвещение», 1982
|