Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Приемы знакомства с зимней природой средствами живописи, музыки и художественного слова» Цель: Показать тесную связь искусства слова, живописи и музыки. Задачи консультации: Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения темы зимней природы различными видами искусства: поэзией, музыкой и живописью. Раскрывать эмоционально – образное мышление в процессе восприятия произведений искусства. Оборудование: литературные произведения русских поэтов А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, П.А.Вяземского, А.Н. Майкова, А.К.Толстого, И.З.Сурикова, С.Д.Дрожжина, А.Н.Плещеева, Пожаров М, А.В.Кольцова; музыкальные произведения П.И. Чайковский из цикла “Времена года”, "Зимние грёзы” и “Зимнее утро”, музыкальные фрагменты из пьес А.Вивальди “Зима”; фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»; музыкальный центр; репродукции картин русских художников: И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, И.И. Левитана, И.С.Остроухова, Г.Г. Мясоедова; краски, кисти и палитры.
(каждое литературное и художественное произведение имеет стикер с названием и автором, название и автор рассказа и музыкальных произведений озвучивается воспитателем, который ведет консультацию) Ход семинара - практикума «...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы», говорил Писарев Дмитрий Иванович. Мы же сегодня попробуем заглянуть чуть дальше… Русская природа прекрасна в любое время года, поэтому всегда была источником вдохновения и родником живительной силы одаренной русской души. Наверное, нет таких людей в русском искусстве, которые бы в своём творчестве не обращались к изображению картин зимней природы. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты родной природы. Поэты воспевали природу в стихах, художники - в картинах, композиторы – в музыкальных произведениях. И каждый из них по - своему, виртуозно, неповторимо создавал свой художественный образ зимы, который мы постараемся услышать, увидеть, почувствовать с помощью трёх видов искусства. В ледяной карете мчится зимушка – зима Ветер крыльями стучится в сонные дома. Расцветают скверы, парки снежной белизной. И мороз возводит арки над тропой лесной. (Татьяна Бокова «Зимушка - зима») Открываются репродукции с зимними пейзажами, которые имеют табличку с названием и автором В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Паустовский писал о зиме: «Зима бывает разная. Светит солнышко и переливается в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг куда ни посмотришь – бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой все вокруг». Первое задание. «Найди созвучные произведения» Давайте прослушаем несколько музыкальных произведений о Зиме и попробуем соотнести их с выставленными художественными произведениями – почувствуем их созвучие. (Звучат произведения П.И. Чайковский из цикла “Времена года”, "Зимние грёзы” и “Зимнее утро”, музыкальные фрагменты из пьес А. Вивальди “Зима” (пример: слушая эту музыку мы видим, ясный солнечный день, весёлые, раскрасневшиеся ребята катаются на лыжах, санках, коньках, передано настроение радости, блаженства, веселья от ясного, солнечного зимнего дня); фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает») Работа по соотнесению произведений, высказывания педагогов. Обобщение ответов. Дети так же как и мы могут выполнить это не сложное задание. Музыка помогает прочувствовать тонкости и прелести художественных полотен. (звучит музыка П. И Чуковский «Времена года» - «Зима», читаю рассказ «Зима – красавица»). Лучезарное солнышко показалось, ярко осветив пушистые снега. И вроде бы даже теплинка в шапку заронилась: потрогаешь — сбоку теплая. Но зима еще самая настоящая, и держаться ей долго, почти два месяца. И морозы в феврале предстоят немалые, самые главные — тимофеевские и сретенские — выпадают на зачин и середину месяца. Что ж, удалыми морозцами и славится молодецкая зима. Освежают морозцы, молодят да красят проворных, а «ленивому да сонливому и в петровки зябко». Самое любезное зимой время — февраль. Дни такие яркие и звонкие, что ненароком залюбуешься великолепием заснеженных видов. Особенно сказочны солнечные опушки и поляны. Глубокое, шелковистых оттенков небо, свежесть и чистота пышных сугробов, спокойные тени от кряжистых деревьев и сами деревья, застывшие в своей силе и простоте — решительно все поселяет в душу покой и радость. А если услышишь к тому же легкие трели мелких пташек — с макушки строгой ели, от самых гирлянд золотистых шишек, доносятся трогательные голоса корольков — тогда и подавно свидание с природой западет в память надолго. Сретенские морозы – последние усилия зимы. Стоит им отойти, как февраль начнет оправдывать свою кличку «бокогрей». «Февраль сшибет рог зиме», — сказано в народном календаре. За полосой студеных дней настанут продолжительные оттепели, о которые и споткнется седая чародейка, дав надежду на скорый приход красных дней. Какие замечательные слова подобрал писатель Константин Ушинский, чтобы рассказать о зимней красоте. Скажите, произведение какого художника наиболее точно отображает слова автора? Опишите свои чувства и эмоции при едином восприятии картины, художественного слова и музыки (педагоги описывают свои ощущения и плюсы комплексного восприятия) Вы можете сказать чье музыкальное произведение нам помогло понять и прочувствовать эту картину? Конечно же, правильно, это музыка П. И Чайковский «Времена года» - «Зима». П.И.Чайковский – автор огромного количества музыкальных произведений: концертов, симфоний, балетов, опер, романсов, музыкальных пьес и т.д. Сегодня мы услышим фортепьянные пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года». А весь этот цикл состоит из двенадцати пьес, по количеству месяцев в году. Музыкальное искусство обогащает эмоционально – чувственную «палитру» ребенка. Произведения П.И.Чайковского – это незаменимый помощник в работе воспитателя, их мы можем использовать при чтении художественной литературы, во время рисования, лепки, аппликации, ручного труда, на занятиях по познавательному развитию и экологии, физо, развития речи, во время режимных моментов. Приведите примеры использования классической музыки из своего собственного опыта работы с детьми (педагоги делятся опытом). Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками! Сегодня мы попробуем “нарисовать” прекрасную музыку зимы. Второе задание. «Зимний коллаж» Сейчас будет звучать 2-я часть концерта “Зима”, А. Вивальди, ваша задача передать настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанной музыки пятнами, линиями на бумаге, используя краски, кисти и палитры. ( Педагоги рисуют свои рисунки под музыку. Затем их соединяют в один общий коллаж). Как здорово получилось! Как можно назвать эту картину (коллаж)? (ответы участников консультации…“Волшебные звуки Зимы” и др. варианты) Поэты восхваляли Волшебницу Зиму в своих стихотворениях зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, колючие, ненастные. Знакомя детей с произведениями художников, особое место имеет художественное слово, поэтому в процессе знакомства необходимо использовать творческие задания, например «Подбери к репродукции стихотворение», «Какая картина?» (подбор прилагательных), «Какое слово – действие можно подобрать к картине». Дети с удовольствием и азартом выполняют подобные задания. Попробуем подобрать к выставленным репродукциям стихи о Зиме известных поэтов. Третье задание. «Подбери к репродукции стихотворение» На столе перед педагогами выложены стихи русских поэтов, задача воспитателей подобрать к репродукции стихотворение и обосновать свой выбор. Четвертое задание «Создание своего стихотворения о зиме (синквейна)». Синквейн создается следующим образом (раздать каждой микро-группе педагогов алгоритм синквейна): первая строчка — существительное, вторая строчка — три прилагательных, третья строчка — три глагола, четвертая строчка — предложение о предмете, последняя строчка — существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего произведения. (Сначала предлагаю образец, который педагоги анализируют; затем на основе образца самостоятельно создают свой).
Снегопад
Пушистый, воздушный, удивительный
Идет, кружит, танцует
В белоснежные одежды одел всю землю
Красота!
- Сейчас мы попробуем создать свое стихотворение о зиме - синквейн. Перед вами есть алгоритм написания, осталось только выбрать слова. (Предлагаю такие слова: метелица, зима, узор, холод, буря)
Сегодня мы проработали приемы, которые помогут в планировании и проведении различных занятий.
Все произведения искусства – это творение рук человеческих. Каждый человек в душе - творец. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней стихотворную или музыкальную мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины в пьесах, симфониях, балетах, операх, романсах. Поэты рисуют рифмой свои образы зимы - «Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма», писал Короленко Владимир Галактионович. Художники – изображают свои зимние образы в живописных картинах. Именно поэтому мы находим в художественных, литературных и музыкальных произведениях сходства и различия - так природа объединяет все виды искусства – живопись, музыку и литературу. Они обогащают эмоциональный опыт, дополняют и украшают друг друга, дают возможность красочнее воспринимать и чувствовать единство содержания и средств выразительности.
Воспитательная ценность искусства заключается в том, что оно провозглашает такие идеалы как человечность, трепетное отношение к окружающему миру и человеку, умение видеть и ценить красоту. Все произведения искусства являются носителем общечеловеческих ценностей, культурных норм общества, которые представлены диалогично, образно, ярко, убедительно, что дает возможность слушателям и зрителям интерпретировать их в соответствии со своим опытом и эмоциональным настроем.
Влияние искусства на ребенка является полифункциональным, так как затрагивает все сферы личности: и эмоциональную, и социальную, и волевую, и интеллектуальную.
Литература:
1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет.сада.– М.: Просвещение, 1995.– 64 с: ил.
2. И.В.Собянина. Художественное воспитание. – М.: Издательский дом «Карапуз» 2010. – 112 с., 8 л., цв.ил.
3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
4. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992.-126 с, 16л.ил.
5. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2007.– 144 с– (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
|