Проект «Удивительные возможности живописи» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в процессе ознакомления с живописью. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями и вызвать у детей устойчивый интерес к живописи; 2. Побудить родителей и детей к активному взаимодействию с педагогами, стимулируя желание искать дополнительную информацию по теме; 3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей с живописью (перспективное планирование на учебный год); 4. Повысить уровень знаний педагогов и родителей о возможностях воздействия живописи на всестороннее развитие ребенка. Тип проекта
По времени – долгосрочный; Длительность проекта – сентябрь – апрель (2013-2014 уч.г.) По доминирующей в проекте деятельности – практико – ориентированный; По характеру контактов – внутригрупповой; По количеству участников – коллективный; Возраст детей – 5-6 лет; Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители; Продукт проектной деятельности – перспективное планирование, цикл занятий, материалы и дополнительная информация по теме. Ожидаемые результаты 1. Формирование у детей системы знаний о художниках и их произведениях; 2. Систематизация методической информации; 3. Подбор литературы и разработка перспективного плана по ознакомлению детей с живопись; 4. Систематическое использование в работе циклов занятий по ознакомлению детей с живописью; 5. Насыщение методической базы дополнительной информацией и материалами к занятиям по ознакомлению детей с живописью. Основные этапы проекта 1 – создание практико – ориентированной проблемы Придя на занятие по ознакомлению детей с живописью, выставляю репродукции с изображением осеннего пейзажа. По ходу занятия слушаем музыку, зачитываем отрывки из стихов, которые помогают восприятию живописной картины. Дети соотносят музыкальные и литературные произведения с репродукцией и обосновывают свой выбор, но есть одна репродукция (Саврасов А.К., «Осень. Деревушка у ручья»), к которой нет подходящей музыки и стихотворения. Встает вопрос: «Что же делать?». 2 – выдвижение гипотез по разрешению проблемы Дети предлагают привлечь библиотекаря, который еженедельно приходит к ним и попросить его помочь сделать подборку стихов об осени. А так же, обратиться к музыкальному руководителю с просьбой подобрать музыкальные произведения. Неожиданно Валя вспоминает, что не так давно ее сестра – школьница учила очень красивое стихотворение об осени и обещает попросить маму, чтобы она его нам записала и т.д. 3 – распределение на группы После того как мы определились, что нам необходимо для дальнейшей работы, предлагаю детям обсудить эту проблему дома с родителями и привлечь их к совместному поиску информации, а может быть и дополнению нашего плана решения проблемы. Тем самым, обсудив проблему и пути ее решения еще раз, дети со своими родителями объединяются в микро-группы, для сбора необходимой информации. 4 – практическое разрешение проблемы: - создание фонотеки классической музыки, детских песен; - подборка произведений литературы (рассказов и стихов), русского фольклора (пословицы и поговорки); - подборка иллюстраций для рассматривания; - выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду; - экскурсии в Выставочный зал, Зимний сад КДЦ «Арктика»; - прогулки и экскурсии; - формирование электронного каталога произведений живописи; - конкурс рисунков «Времена года»; 5 – представление результатов Вся собранная, с помощью родителей, педагогов, библиотекаря информация накапливалась, обобщалась и систематизировалась. После обработки собранной информации: - написан перспективный план по ознакомлению детей с живописью, с указанием источников и подборкой дополнительных материалов; - разработан ряд конспектов занятий: «О чем и как говорит живопись», «Краски вечерних пейзажей. Рассматривание картины И.И.Левитана «Летний вечер», «золотая осень. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень», «Такая разная осень. Рассматривание и сравнение пейзажных картин «Золотая осень» И.И.Левитана и «Октябрь» Е.Е.Волкова», «Зима» И.И.Шишкина» и др.; - подготовлены тематические презентации: «Здравствуй осень золотая», «Приметы Осени», «Осень глазами художников», «Русская пейзажная живопись», «Натюрморт», «Первобытное искусство», «Пейзажная живопись. Русские художники пейзажисты» и др.; - проведены консультация для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка: «Русская пейзажная живопись», «Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста», «Осень, воспетая поэтами и живописцами в произведениях искусства» и др.; - семинар – практикум для педагогов «Природа зимы в произведениях художников»; - тематическая неделя «Зимние забавы», «Осенние этюды»; - для родителей выставлялись папки – передвижки «поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой» и др.; - открытое занятие для родителей, с применением собранной информации «Идет волшебница Зима…»; - мониторинг обогащения знаний детей и уровня сформированности представлений о живописи.
Список литературы
1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание.-2000. - №1. - С.8-11.
2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.
4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – с. 272 / Библиотека программы «Детство»
5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. М., «Просвещение», 1969. – 111 с.
6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.
7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. - 160 с.
8. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 -9 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
9. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
10. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.
11. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.
12. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.
13. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с
14. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: «Просвещение», 1992. – 126 с., 16 л.ил.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
|