Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практико - ориентированный проект "Удивительные возможности живописи"
ИЗО детям
Автор: Анна Климова   
13.03.2014 03:13

Практико - ориентированный проект Удивительные возможности живописиПроект «Удивительные возможности живописи»
Цель: Всестороннее развитие дошкольников в процессе ознакомления с живописью.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями и вызвать у детей устойчивый интерес к живописи;
2. Побудить родителей и детей к активному взаимодействию с педагогами, стимулируя желание искать дополнительную информацию по теме;
3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей с живописью (перспективное планирование на учебный год);
4. Повысить уровень знаний педагогов и родителей о возможностях воздействия живописи на всестороннее развитие ребенка.
Тип проекта
По времени – долгосрочный;
Длительность проекта – сентябрь – апрель (2013-2014 уч.г.)
По доминирующей в проекте деятельности – практико – ориентированный;
По характеру контактов – внутригрупповой;
По количеству участников – коллективный;
Возраст детей – 5-6 лет;
Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители;
Продукт проектной деятельности – перспективное планирование, цикл занятий, материалы и дополнительная информация по теме.
Ожидаемые результаты
1. Формирование у детей системы знаний о художниках и их произведениях;
2. Систематизация методической информации;
3. Подбор литературы и разработка перспективного плана по ознакомлению детей с живопись;
4. Систематическое использование в работе циклов занятий по ознакомлению детей с живописью;
5. Насыщение методической базы дополнительной информацией и материалами к занятиям по ознакомлению детей с живописью.
Основные этапы проекта
1 – создание практико – ориентированной проблемы
Придя на занятие по ознакомлению детей с живописью, выставляю репродукции с изображением осеннего пейзажа. По ходу занятия слушаем музыку, зачитываем отрывки из стихов, которые помогают восприятию живописной картины. Дети соотносят музыкальные и литературные произведения с репродукцией и обосновывают свой выбор, но есть одна репродукция (Саврасов А.К., «Осень. Деревушка у ручья»), к которой нет подходящей музыки и стихотворения. Встает вопрос: «Что же делать?».
2 – выдвижение гипотез по разрешению проблемы
Дети предлагают привлечь библиотекаря, который еженедельно приходит к ним и попросить его помочь сделать подборку стихов об осени. А так же, обратиться к музыкальному руководителю с просьбой подобрать музыкальные произведения. Неожиданно Валя вспоминает, что не так давно ее сестра – школьница учила очень красивое стихотворение об осени и обещает попросить маму, чтобы она его нам записала и т.д.
3 – распределение на группы
После того как мы определились, что нам необходимо для дальнейшей работы, предлагаю детям обсудить эту проблему дома с родителями и привлечь их к совместному поиску информации, а может быть и дополнению нашего плана решения проблемы. Тем самым, обсудив проблему и пути ее решения еще раз, дети со своими родителями объединяются в микро-группы, для сбора необходимой информации.
4 – практическое разрешение проблемы:
- создание фонотеки классической музыки, детских песен;
- подборка произведений литературы (рассказов и стихов), русского фольклора (пословицы и поговорки);
- подборка иллюстраций для рассматривания;
- выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду;
- экскурсии в Выставочный зал, Зимний сад КДЦ «Арктика»;
- прогулки и экскурсии;
- формирование электронного каталога произведений живописи;
- конкурс рисунков «Времена года»;
5 – представление результатов
Вся собранная, с помощью родителей, педагогов, библиотекаря информация накапливалась, обобщалась и систематизировалась. После обработки собранной информации:
- написан перспективный план по ознакомлению детей с живописью, с указанием источников и подборкой дополнительных материалов;
- разработан ряд конспектов занятий: «О чем и как говорит живопись», «Краски вечерних пейзажей. Рассматривание картины И.И.Левитана «Летний вечер», «золотая осень. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень», «Такая разная осень. Рассматривание и сравнение пейзажных картин «Золотая осень» И.И.Левитана и «Октябрь» Е.Е.Волкова», «Зима» И.И.Шишкина» и др.;
- подготовлены тематические презентации: «Здравствуй осень золотая», «Приметы Осени», «Осень глазами художников», «Русская пейзажная живопись», «Натюрморт», «Первобытное искусство», «Пейзажная живопись. Русские художники пейзажисты» и др.;
- проведены консультация для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка: «Русская пейзажная живопись», «Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста», «Осень, воспетая поэтами и живописцами в произведениях искусства» и др.;
- семинар – практикум для педагогов «Природа зимы в произведениях художников»;
- тематическая неделя «Зимние забавы», «Осенние этюды»;
- для родителей выставлялись папки – передвижки «поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой» и др.;
- открытое занятие для родителей, с применением собранной информации «Идет волшебница Зима…»;
- мониторинг обогащения знаний детей и уровня сформированности представлений о живописи.

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание.-2000. - №1. - С.8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – с. 272 / Библиотека программы «Детство»

5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. М., «Просвещение», 1969. – 111 с.

6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.

7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. - 160 с.

8. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 -9 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

9. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.

10. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.

11. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

12. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.

13. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с

14. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: «Просвещение», 1992. – 126 с., 16 л.ил.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год