РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ИЗО детям | |||
Автор: Лунева Валентина Анатольевна | |||
08.11.2016 10:44 | |||
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - В.А. Сухомлинский. Творчество –активная целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что – то новое, оригинальное. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что –то не получается. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать. Художественное творчество –один из любимых видов детской деятельности. Е.А. Флерина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчествомы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключатся в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели ставим следующие задачи:
Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и построить их нужно так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживаться принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки и искусства. Также следует создать психологические условия, чтобы сформулировать у ребенка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно необходимо использовать игровые приемы, сказочные образы, эффект неожиданности, и конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Все это помогает заинтересовать ребенка, настроить его на творческую деятельность. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит оттого, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.
Но, следует заметить, что во многом результаты работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разны техниках изображения. Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду и дизайн группы. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальчиковое рисование. Способ изображения: опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно – двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками. В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка. Тычок жесткой кистью: Ребенок опускает в гуашь кисть и постукивает ею по бумаге, держа вертикально. Эту техника используется, если надо изобразить что – то пушистое или колючее. Проступающий рисунок, рисование свечой, восковыми мелками, затем поверх рисунка наносится акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется. Осенью, гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные техники, например кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов, и дорисовывать их. Это очень полезно т.к. развивает мышление и воображение. Далее можно предложить технику монотопии (получение изображения путем перевода его с одной поверхности на другую т.е. оттиск изображения). Существует монотопия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывают вдвое. На одной половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) Большим удовольствием дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе). Это способ рисования путем процарапывания рисунка, залитого тушью, острым инструментом. Пластилиновая живопись заключается в том, что ребенок пластилином закрашивает рисунок. Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребенка. Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности. Рисуют дети на песке, рисуют дети на асфальте,
|