«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду. Сухомлинский писал: «Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Детское видение мира – это своеобразное художественное творчество. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. » Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте создавать условия для развития детского художественного творчества.
Изо - деятельность – благотворная почва для всестороннего развития личности. В результате формируются воображение, художественный вкус, рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире. Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Нарушение мелкой у дошкольников затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная и художественно-продуктивная деятельность. Это побудило заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников через использование нетрадиционных техник во время организованной деятельности по рисованию. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов и деталей нужной формы, новизна способа, как фактор удержания внимания. В связи с этим, я попыталась разработать цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которые учитывали бы особенности детей и способствовали более результативному развитию. Одной из особенностей построения организованной деятельности по ИЗО является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей для развития мелкой моторики пальцев рук. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций». Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. Работа начинается постепенно, как принято «от простого к сложному», по китайской пословице «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму!»
АКТУАЛЬНОСТЬ В наше время, когда преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу по изодеятельности я включила методы, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщено, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей, использую индивидуально-дифференцированный подход. ЦЕЛЬ: 1. Формирование эмоционально-чувственного мира, развитие фантазии, воображения. 2. Совершенствовать и углублять изобразительные навыки. 3. Раскрывать творческий потенциал ребенка с использованием различных техник и жанров изобразительного искусства. 4. Дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности. 5. Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия. 6. Формирование навыков контроля и самоконтроля. Описанные выше цели способствуют всестороннему развитию ребенка что является главным в подготовке к обучению в школе. ЗАДАЧИ: 1. Учитывать интересы детей. 2. Решать задачи в единстве с основной программой. 3. Создавать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности. 4. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. 5. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности. 6. Формировать умение оценивать созданные изображения. 7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. 8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: - комплекс пальчиковых гимнастик и массаж – используются для развития мелкой моторики; - познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом; - вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы; - метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам; - рисование – проводится с целью развития памяти, воображения, мышления; - игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. Работа способствует развитию у ребенка: - мелкой моторики пальцев рук; - сенсорного восприятия; - глазомера; - логического мышления; - волевых качеств (усидчивость, умение доводить начатое до конца); - художественных способностей и эстетического вкуса. В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы: - уважение личности ребенка; - принцип деятельности (дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний); - принцип креативности (создание условий для творческой активности детей); - принцип вариативности (свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий). Основная форма организации образовательного процесса интегрированные и комплексные занятия. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы моей основной задачей стало – подвести ребенка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков. Важнейший показатель эффективности проведенной работы – это изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребенок стал с удовольствием рисовать и мастерить, делиться впечатлениями, умело использовать различные изобразительные материалы, тогда можно сказать - поставленные задачи выполнены.
|