Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего
ИЗО детям
Автор: Парамонова Татьяна Викторовна   
31.12.2013 02:32

Через эксперименты с цветом к пониманию окружающегоВообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается,  как много в нашей жизни значит цвет.     Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.
Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета. (рисунок 1)
Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга. Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно,  цвет помогает детям понимать окружающее.


Через эксперименты с цветом к пониманию окружающегоПорой бывает очень трудно научить ре¬бенка различать и правильно называть тот или иной цвет. Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,..., кузнечик зеленый как огуречик). Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета.     И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах: основных и составных.   
А что, если изучать цвета через экспериментирование?  При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с  4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой  элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску), чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик, ...) (рисунок 2)
При знакомстве дошкольников с составными цветами, можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием,  как технологическая сказка  (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.
Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов, можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки» (рисунок 3)  или предлагать детям технологические карты (рисунок 4).
Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета. Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др.     В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь,  когда услышат о малиновом,  вишневом,  брусничном, кирпичном  цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым,  так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону. В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски, чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы).
В старших группах можно ис¬пользовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваива¬ют, что, добавляя, например,  белую краску в исходный цве¬т, можно получить серый, голубой, розовый, лимонный,  а желтую – салатовый, песочный. (рисунок 5)
Но как научить опре¬делять цвет, который предлагают авторы стихов И. А. Бунин: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская: «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый...», И. Грабарь в названии  картины «Февральская лазурь»?    
В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии. (рисунок 6) При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых  цветов и оттенков. Предложите детям рассмо¬треть картинку и послушать высказывания о тех цветах, которые они видят. Затем сообщите  им свой вариант названия цвета. Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами. Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый?). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета.
А да¬лее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно, предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. (рисунок 7) Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх...).
Таким образом, экспериментируя с цветом, находя все время новые оттенки, нюансы цветов, сравнивая и анализируя  их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов, явлений, начинают понимать  выразительные возможности цвета, пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли  и чувства, а, следовательно,  учатся лучше понимать окружающую их действительность.

 

Татьяна Парамонова,
педагог дополнительного образования
МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 4»
города Шуя Ивановской области.

«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин».

Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.
- А,  ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.
- Да разве это апельсин? — удивилась Желтая         краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на  апельсин? Почему? На что он похож?)
-Вот я сейчас правильно  нарисую апельсин, - похвасталась Желтая.  И на листе  появилось что-то желтое, непонятной                  формы.
- Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь — не берись! (Ребята, на что похож рисунок?)
- Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.                         
- Ты это что на меня «топаешь»? - возмутилась Красная краска. 
Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула.  Но краски в баночке было немного,  и поэтому выплеснулись ее  совсем чуток.
И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.
- Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.
-Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!
Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались?)
-  Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?
- Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то  все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.
(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).



 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год