Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего |
ИЗО детям | |||
Автор: Парамонова Татьяна Викторовна | |||
31.12.2013 02:32 | |||
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Порой бывает очень трудно научить ре¬бенка различать и правильно называть тот или иной цвет. Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,..., кузнечик зеленый как огуречик). Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета. И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах: основных и составных. А что, если изучать цвета через экспериментирование? При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску), чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик, ...) (рисунок 2) При знакомстве дошкольников с составными цветами, можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий. Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов, можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки» (рисунок 3) или предлагать детям технологические карты (рисунок 4). Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета. Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь, когда услышат о малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым, так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону. В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски, чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы). В старших группах можно ис¬пользовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваива¬ют, что, добавляя, например, белую краску в исходный цве¬т, можно получить серый, голубой, розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный. (рисунок 5) Но как научить опре¬делять цвет, который предлагают авторы стихов И. А. Бунин: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская: «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый...», И. Грабарь в названии картины «Февральская лазурь»? В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии. (рисунок 6) При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых цветов и оттенков. Предложите детям рассмо¬треть картинку и послушать высказывания о тех цветах, которые они видят. Затем сообщите им свой вариант названия цвета. Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами. Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый?). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета. А да¬лее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно, предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. (рисунок 7) Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх...). Таким образом, экспериментируя с цветом, находя все время новые оттенки, нюансы цветов, сравнивая и анализируя их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов, явлений, начинают понимать выразительные возможности цвета, пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли и чувства, а, следовательно, учатся лучше понимать окружающую их действительность.
Татьяна Парамонова, «Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин». Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.
|