Нетрадиционные виды рисования |
ИЗО детям | |||
Автор: Теплова Татьяна Юрьевна | |||
18.04.2015 16:15 | |||
Нетрадиционные виды рисования Я работаю воспитателем в младшей логопедической группе детского сада. Дети моей группы имеют тяжелое нарушение речи. Кроме речевого недоразвития у малышей страдает мелкая моторика пальцев рук, поэтому работа с карандашом и кисточкой для них сложна. Тем не менее, занятия по рисованию должны приносить детям только положительные эмоции. Как я убедилась, этого можно достичь. Ведь необязательно сразу вкладывать в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку. Сначала малыша следует подготовить.
Первым этапом подготовки маленького ребенка к рисованию является знакомство его с окружающим миром вещей; пробуждение эмоциональной отзывчивости на краски природы; формирование сенсорных представлений о предметах разной формы (круглый, квадратный), величины (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый). На этом этапе следует учить малыша рисовать пальцем на запотевшем стекле, песке, по манной крупе и т.п. Следующий этап — это уже рисование на бумаге, но нетрадиционными способами. Ведь рисовать можно и пальчиками, и ладошками (всей ладонью, ее ребром, кулачком) без использования инструментов. Для этого маленькому художнику понадобятся специальные пальчиковые краски. Занятия с малышами по нетрадиционному рисованию нужно проводить в игровой форме. Я всегда сопровождаю их чтением стихов, потешек, песенок; показываю детям яркие игрушки и картинки. Малышам важно понимать для чего они рисуют, увлечься этим процессом. Сначала я сама рисую, и показываю детям, как это делается. Лишь затем малыши пытаются сделать рисунок самостоятельно. Третий этап обучения – работа с инструментом. Это могут быть ватные палочки; различные печатки, сделанные из поролона, ластика, мятой бумаги… Основная задача — научить детей правильно удерживать в руке инструмент для рисования, понемногу набирать на него краску, аккуратно прижимать к бумаге, оставляя на ней точки, капельки, следы… После этого можно переходить к четвертому этапу — работе с карандашом, восковым мелком и кисточкой. Сначала я учу детей самым простым действиям с кистью. Это примакивания, нанесение точек. Потом мы переходим к проведению прямых линий: вертикальных (сверху-вниз) и горизонтальных (слева-направо), и, наконец, круговых движений, замкнутых линий. Эту же последовательность необходимо соблюдать и при работе с карандашом. Во время занятий по рисованию дети приобретают умения всматриваться, ощущать, анализировать, находить сходство и отличия между разными предметами и явлениями. В результате у малышей улучшается не только ручная умелость, но и внимание, память, появляется усидчивость, улучшается речь и мышление. Детям младшего возраста, имеющим речевые проблемы очень полезно рисовать, не только на занятиях, но и на прогулке, во время свободной деятельности, дома в семье. Взрослым при этом важно не забывать обсуждать вместе с ребенком его рисунки, хвалить малыша. Нужно заботиться о том, чтобы художественная деятельность ребенка была успешной. Это будет вселять в него уверенность в собственные силы, приносить радость, стимулировать к художественному творчеству. Воспитатель младшей группы ГБДОУ детский сад №196 Теплова Татьяна Юрьевна
|