Увлекательное рисование методом «тычка» как средство развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста с ОНР |
ИЗО детям | |||
Автор: Тарасюк Юлия Анатольевна | |||
19.10.2021 23:20 | |||
Увлекательное рисование методом «тычка» как средство развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста с ОНР Методическая разработка Воспитатель ВКК Тарасюк Юлия Анатольевна ГБДОУ детский сад №26 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» /В. И. Сухомлинский/ Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими логопедическое заключение: тяжёлое нарушение речи – общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движение пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и т.д. Большое стимулирующие влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное пробуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно её частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по море совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Таким образом: совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Почти все дети любят рисовать, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому "взрослому " рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать. Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. В данной методической разработке представлен опыт обучения рисованию методом «тычка» Метод «тычка» как увлекательный способ рисования Этот метод рисования не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания «тычками» эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно – гуашь густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода «тычка» с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Преимущества метода «тычка» Предлагаемый метод:
Метод «тычка» позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр. Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом «тычка», важно понять технику рисования «тычком». При совании этим способом, как было сказано выше, гуашь должна быть густой, кисточка – жесткой и, самое главное, сухой, то есть ее не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм. При нанесении «тычка» кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Нужно нарисовать на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Набрать на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполнить несколько произвольных «тычков» на любом листочке бумаги. Затем начинаем рисовать «тычками» прямо по линии, делая «тычки» рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисовать круг и, набрав гуашь на кисть, снова начать делать «тычки» по линии круга, а потом внутри него. Методика рисования «тычком» для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать «тычки» кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между «тычками»; затем произвольными «тычками» закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти. Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания «тычками» нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки. Если вы решили обучать рисовать способом «тычка» детей старшей и подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить «тычками» несколько работ по контуру, нарисованному взрослым. Методические рекомендации по рисованию методом «тычка» 1. В средней группе занятия проводятся по 20 минут с несколькими паузами 1-2 раза в месяц. Каждое занятие является комплексным. Его цель расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика). 2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки или палитры. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия – акварельными красками широкой кистью. Должно быть не менее двух кисточек (одна обязательно жесткая). Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки «тычка» и правильности выбора цвета. 3. Каждое занятие сопровождается упражнением-разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова: Кисточку возьмем вот так: Рука опирается на локоть, кисточку держать Это трудно? Нет, пустяк. тремя пальцами, выше металлической части. Вверх – вниз, вправо – влево Выполнять движения кистью руки. Гордо, словно королева, Как девицы в хороводе. Мы рисуем: раз, раз… Кисточку ставить вертикально. Все получится у нас! Сделать несколько «тычков» без краски. Как показала практика, детям нравится рисовать методом «тычка», они легко усваивают данный способ. Рисование «тычками» стимулируют развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования. Работы детей в технике «тычка» получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 4 — 5 лет по познавательному и художественно-эстетическому развитию (рисование методом «тычка») на тему «Осеннее дерево» Автор конспекта: воспитатель ВКК Тарасюк Юлия Анатольевна Цель: Совершенствовать у детей навыки рисования нетрадиционным способом, методом «тычка». Задачи: В области социально-коммуникативного развития:
В области познавательного развития:
В области физического развития:
Используемые технологии:
Оборудование и материалы:
Предварительная работа:
Литература:
Развитие мелкой моторики». Санкт-Петербург «Паритет» 2002
|