Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами |
ИЗО детям | |||
Автор: Галышева Ирина Владимировна | |||
18.07.2015 11:06 | |||
Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами (на основе развивающей программы «Синтез»)
В современных социально-экономических условиях развития общества проблема формирования личности творческой, креативной становится всё более актуальной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Формирование креативного мышления напрямую связано с творческим началом в человеке, с его стремлением вперёд, к прогрессивному, и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Развитие творческой активности, креативности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности, и начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, т.к. в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, где развивается воображение и фантазия, творческое мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать, делать выводы, начинают появляться интересы. В любой области человеческой деятельности всегда присутствует элемент творчества (А. Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Понаморёв, И.И. Резвицкий, Е. А. Яковлева, О.Ю. Крылова и др.). Такие ценные качества личности как индивидуальность, уникальность, неповторимость проявляются и раскрываются в процессе активной творческой деятельности человека, отражаясь в созданном творческом продукте. Креативное мышление формируется в результате разнообразной творческой деятельности ребёнка, используя при этом эффективные формы, методы и нетрадиционные средства для совершенствования организации этого процесса. Чем больше мы предоставим детям возможностей для конструктивного творчества, тем вероятнее станет позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств. Необходимо отметить, что включение детей в изобразительную деятельность, овладение различными нетрадиционными техниками рисования создает благоприятные условия для развития креативного мышления, творческой активности, познавательной сферы. Выше описанные обстоятельства и определили тему экспериментальной деятельности: «Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами». Объект исследования: формирование креативного мышления у дошкольника. Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления нетрадиционными изобразительными средствами. Цель исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами. Гипотеза исследования состоит из нескольких предположений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
Базовой площадкой для проведения данной экспериментальной работы является МДОУ №17 «Аленка» города Серпухова. Экспериментальная программа под рабочим названием «Синтез» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия разделены на два блока: психологический и изодеятельности, которые реализуют специалисты учреждения. Занятия проводятся по подгруппам (12-14 человек). Рекомендуемые познавательные игры и упражнения в психологическом блоке направлены на развитие воображения, фантазии, речи, развитию детского воображения, причинно-следственного и наглядно-образного мышления, зрительного и слухового восприятия, умения сочинять рассказы и сказки, применяя креативность мысли у дошкольников. Работа педагога-психолога направлена на:
Потенциальные возможности применения нетрадиционных изобразительных техник (рисование на ткани (батик) автор С. Давыдов, техника витражной росписи автор Э. Бирте, рисование пластилином автор А. Страунинг, техника граттаж автор О.А. Мокроусова) в условиях дошкольного учреждения, позволяет ребёнку проявить свои творческие задатки, сформировать креативность мышления, реализовать себя, свою индивидуальность в творческой деятельности. Для того чтобы углублять представления детей с помощью рекомендуемых техник, необходимо знакомить детей с художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником развития творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети литературно- художественные образы, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Кроме того, изобразительная деятельность поможет ребенку справиться с повышенной тревожностью, снять эмоциональное напряжение, а полученный результат подарит уверенность в своих способностях. Работа специалиста по изодеятельности направлена на: развитие творческого мышления и воображения детей (новизна, оригинальность, осмысленность и др.); развитие восприятия (объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность); развитие психомоторных способностей (скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность, пластичность и ловкость); расширение выбора средств для реализации замысла, поиска изобретательности средств для наилучшего воплощения. Для реализации и отслеживания результатов данной экспериментальной деятельности выбраны следующие критерии:
Методики исследования:
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, развить креативное мышление. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы образа ребенок становится самостоятельным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и многое другое. Привлечение педагога-психолога в работу с детьми помогает создать благоприятные условия для развития творческих способностей и креативности у дошкольников. Таким образом, развитие креативного мышления детей является одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако развитию гибкости, оригинальности, креативности мышления не в полной мере уделяется внимание. Следовательно, необходимо постоянно совершенствовать и активно использовать в работе с дошкольниками нетрадиционные техники, способствующие развитию креативности и проявление индивидуальности в творческой деятельности. Список используемой литературы:
|