Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 183 «Огонёк» Использование нетрадиционных форм изодеятельности в дошкольном возрасте. Воспитатель: Валяева Н. В. Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; формируются навыки контроля и самоконтроля;
расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей; развивается воображение, мышление, речь. Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на рук. Нетрадиционные формы изодеятельности: Рисование методом тычка. Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти. Рисование ватной палочкой. Техника применяется с 3 лет. Выполняется ватной палочкой методом тычка по контуру изображения или закрашивая всё изображение. Палочку следует держать перпендикулярно листу, следующее пятнышко рисовать рядом с предыдущим. Аппликация из ваты или салфеток. Техника применяется с 3 лет. Из кусочков ваты или салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона. Аппликация из кусочков цветной бумаги. Техника применяется с 4 лет. Цветная бумага нарезается небольшими кусочками одной или разной (прямоугольной, квадратной, треугольной) формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются. Аппликация из круп и природного материала. Техника применяется с 3 лет. На картоне выкладывается изображение из природного материала, приклеивается. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.). Аппликация из рваной бумаги. Техника применяется с 3 лет. Бумага рвётся на небольшие кусочки произвольной формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются. Или на бумаге рисуется контур деталей, затем каждая деталь обрывается по контуру, на картоне выкладывается изображение и приклеивается. Конструирование из природного материала. Техника применяется с 4 лет. Изображение выкладывается из природного материала (прутиков, веточек, кусочков коры, яичной скорлупы, семян подсолнуха, шишек и т. д.) и приклеивается на клей ПВА. Аппликация из жгутиков. Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.
При организации занятий по изодеятельности определяющими условиями являются: • создание развивающей среды; • подбор специальных методов; • отбор наиболее эффективных приёмов.
Для лучшей эффективности занятий по изодеятельности необходимо придерживаться следующих требований: • каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цели, задачи. Почти каждое занятие должно включать новый материал, повторение изученного, готовить детей к внимательному восприятию нового материала. • Содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью. • Методы и приёмы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать. • На каждом занятии ведётся систематический контроль за качеством усвоенных знаний, умений, навыков.
|