ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
ИЗО детям | |||
Автор: Сергеенко Елена Евгеньевна | |||
19.07.2015 11:45 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Хрустальный башмачок» Г. Тамбов Воспитатель СЕРГЕЕНКО Е.Е. Актуальность темы определена следующими проблемами:
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения. Легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети – удивительные фантазёры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начнёт сочинять, рисовать, лепить и т.п. Почти как в сказке: «Сезам откройся!». Но в жизни всё гораздо сложнее. Каждый педагог, работающий с малышами, знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и целенаправленно развивать. Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. При отсутствии у детей развитого воображения, они создают себе свой собственный мир, замыкают свои психические реакции, становятся агрессивными, социально неактивными, раздражительными. Это связанно с тем, что воображение – наша защита от всех невзгод внешнего мира. Если что – то не так, и мы не можем это изменить – в воображении мы побеждаем проблему. Вот почему так важно наличие такой защиты для детей, которые ещё не умеют решать свои проблемы в реальности. Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как: О.М. Дъяченко, Л.С. Выготский А.И. Кириллова, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Д.В. Менджерицкая и др. Они отмечали, что дошкольный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? В детском саду я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Приемы развития воображения дошкольника могут быть самыми разными. Например, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать трещины стен, облака и пятна и искать в увиденном сходства с окружающими предметами. Джанни Родари советовал родителям предлагать ребенку необычно соседствующие пары слов для придумывания сказочных историй – трава – сосульки, Золушка – пароход и т.п. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Закорючки Вариант 1. Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Превращаем закорючку в осмысленный рисунок. Вариант 2. Подумай, как можно эти фигуры (закорючки) превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать. Продолжи рисунок. Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из круга можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше? Клякса. Лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуются пятна разного цвета. Пока не высохла краска, лист снова складывается пополам и приглаживается для получения отпечатка. Затем изображение можно дорисовать до узнаваемой формы. Забавные рожицы. Педагог рассказывает: В одной деревне жила старушка, звали её Дарья Ивановна. И была у неё корова Зорька. Подоит старушка свою корову и разольёт вкусное парное молоко по крынкам. Летом приехал к Дарье Ивановне внук из города, Алёша. Он был весёлым, озорным мальчиком и любил рисовать, особенно что -нибудь смешное. Вот раз перемыла бабушка все свои крынки, одни повесила сушиться на колышки изгороди, чтобы стекла вода, другие поставила на скамейку сушиться на солнышке, а сама пошла доить свою Зорьку. Вышел во двор Алёша и увидел много крынок. Посмотрел мальчик на них, и показались они ему очень похожи на головы людей. Сбегал Алёша за своими красками и на каждой крынке нарисовал смешную рожицу. На одной крынке изобразил лупоглазого повара в колпаке. Вот такого! На другой – плаксу. Вот такую! А на третьей крынке – весёлого зубастого мальчишку с веснушками и ещё много-много других забавных рожиц. А теперь вы, дети, нарисуйте на крынках смешные рожицы, какие по-вашему не нарисовал ещё Алёша. Педагог даёт детям лист бумаги, на котором нарисованы 3 — 4 крынки горлышками вверх и вниз. Полезными для развития творчества и воображения дошкольника будут также следующие упражнения: Попросите ребенка нарисовать самый необычный домик, инопланетное животное или доброго волшебника в детстве. Слепи необычное животное, которого нет в природе. Удивительные превращения (для малышей с 2 лет) Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет. Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры. Подбери цвета. (для малышей с 5 лет) Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло — холодно, лед — огонь, весело — грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету. Нарисуй настроение Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, или какое-нибудь другое. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками. Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока не знаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.
|