Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно — творческих способностей детей |
ИЗО детям | |||
Автор: Сорокина Анастасия Романовна | |||
15.09.2024 09:36 | |||
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно — творческих способностей детей Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский Современные дети умело и быстро осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между красивым и безобразным, добром и злом. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Я считаю, что одним из эффективных средств для решения этой задачи — изобразительная деятельность. И она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Изобразительная деятельность стимулирует творческий потенциал детей, а значит, развивает их художественно-творческие способности. Наша задача — сделать занятия занимательными. А цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.
Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Я решила остановиться на занятиях второго типа — с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нетрадиционной техники рисования. На мой взгляд, именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. 17 октября 2013 года министром образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливановым был подписан Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 01. 01. 2014 г. В данном документе выделено 5 образовательных областей, среди которых важное место занимает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Таким образом, подчеркивается важность становления творческой индивидуальности каждого ребенка. Для развития творческого мышления, активности, воображения как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности. Художественно-эстетическое развитие ребенка — это процесс целенаправленного развития способности личности к полному восприятию и правильному пониманию прекрасного. Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и пр.). Развитие художественного творчества детей является основной задачей, стоящей перед педагогом при реализации данной образовательной области. Для её эффективного решения необходимо: – обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному (чувственному) постижению ребёнком окружающей его действительности; – развивать воображение; – целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки. Работа по обогащению восприятия детей художественными впечатлениями — сложная, многоплановая задача, которая может быть решена при условии, что педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии с родителями наполнит жизнь детей красотой. Это и художественное оформление помещения детского сада, и красота природы на участке, и одежда сотрудников и детей, и украшение образовательного учреждения в праздники, и организация посещения детьми вместе с родителями выставок, музеев, и многое другое. При этом эффективность такой работы не определяется количеством проведённых мероприятий. Она зависит от систематичности и целенаправленности работы педагога и усилий родителей по накапливанию у детей эстетических впечатлений. Образная природа искусства заложена в каждом предмете, в каждом явлении окружающей ребёнка действительности. И если педагог не игнорирует возможность приобщения детей к красивому и постоянно обращает их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, то он обязательно обогатит восприятие детей художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение каждым ребёнком окружающей его действительности. Данная тема меня очень увлекла и заинтересовала. Наблюдая за детьми, я заметила, что их все труднее становится заинтересовать. Меня очень удивило, что ребята не очень любят рисовать, боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют или у них не получится. Детям не хватает самостоятельности, воображения, уверенности. Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. В процессе изобразительной деятельности решается также еще одна главная задача — подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение мышечным ощущения руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рисование — действие, которое привлекает внимание и главное здесь «Я сам». На занятиях важно давать свободный выбор материалов, и благодаря этому, становится понятно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя уверенно, а в какой нет, что-то у ребенка еще не получается, в чем-то ему надо помочь. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства, а не только гуашь, кисти, краски. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает творить, экспериментировать. Не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника. Не владеют приемами использования нетрадиционных техник рисования. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
|