«Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в разных возрастных группах» |
ИЗО детям | |||
Автор: Ануфриева Оксана Владимировна | |||
12.09.2024 21:20 | |||
«Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в разных возрастных группах» Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой — «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Проанализировав рисунки малышей, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
В работе педагога существуют противоречия:
Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Работая с детьми, мы убеждаемся в том, что рисование для них одно из самых больших удовольствий. Рисуя, дети отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют свою собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес малышей к творчеству. Ребенок любит рисовать и рад бы этим заняться, но зачастую педагоги предлагают фломастеры или карандаши и маленький листок бумаги. Для творческого развития детей создавала некоторые условия:
Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т. д). Всеми этими предметами обогащаем уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя». Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Но, как и любому приему рисования нужно обучать детей, так и техникам нетрадиционного рисования тоже. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В ходе работы с малышами использую различные приемы нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля), печать по трафарету, жесткой полусухой кистью, скатывание бумагой, оттиск смятой бумагой, монотипию, рисование восковыми мелками и акварелью, свечой и акварелью, тычком, оттиск поролоном, печаткой. Рассмотрим некоторые из них поподробнее: «Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. «Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается. «Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать. «Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка. «Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет. «Кляксография обычная»: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. «Кляксография трубочкой»: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. «Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Тычок жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Можно сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Рисование солью по клею ПВА. На лист бумаг наностся рисунок клеем, и посыпается мелкой солью, немного подождав излишки соли стряхнуть. Очень красиво смотрятся зимние предметы. Монотипия. Лист бумаги сгибается пополам, на одну половину наносится половина бабочки, лист сгибается и проглаживается рукой. Развернув получаем целое изображение Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью. Нарисовать рисунок мелками на белой бумаге. Затем закрасить лист акварелью. Рисунок мелками останется незакрашенным. Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение. И т.д. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Кто-то сказал, что можно научить рисовать, а вот научить быть художником нельзя. Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования можно малыша и научить рисовать и научить быть художником. Главным в таком рисовании является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей. В ходе работы осуществляется тесная взаимосвязь с родителями. Были организованы выставки работ. Так же работы использовались как сезонное оформление в уголке для родителей. Была проведена консультация «Развитие изобразительной деятельности детей в семье», «Научите меня рисовать» и т.д. Впрошлом году на младшей группе реализован проект «Волшебные краски». В младшей группе был проведён новогодний мастер – класс для родителей «Новогоднее творчество с детьми» где дети с мамами и бабушками делали снеговиков из ладошек и рисовали снежинки солью. В конце занятия мамы с малышами своими поделками украсили группу к Новому году. В старшей группе прошёл мастер класс «Рисуем вместе с мамой» на котором рисовали методом монотипии, ватными палочками, тычком, пальчиками, солью и свечой с акварелью. Мастер классы родители посещают с большим удовольствием. Вся работа ведётся систематически. В этом учебном году у всех педагогов детского сада тоже были запланированы мастер – классы по разным направлениям творчества. Рисование для ребёнка– радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности. Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.
|