Нетрадиционные техники рисования с воспитанниками в группе раннего возраста — деятельность, направленная на развитие детей. |
ИЗО детям | |||
Автор: Дубровина Марина Вячеславовна Сафронова Марина Александровна | |||
08.12.2023 08:24 | |||
Нетрадиционные техники рисования с воспитанниками в группе раннего возраста — деятельность, направленная на развитие детей. (реализация ПМК «Воробушки») Дубровина Марина Вячеславовна, воспитатель, высшая квалификационная категория СП «Д/с «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский. Цель: Познакомить педагогов ДО с опытом работы по изобразительной деятельности для воспитанников раннего возраста в соответствии с ПМК «Воробушки». Образовательные результаты — проявляет интерес к продуктивной деятельности, развивается желание пользоваться изоматериалами (в том числе и нетрадиционными); учиться выражать собственное эмоциональное состояние и т.д.
Результаты достигаются за счет:
Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Описание практики: В своей педагогической деятельности я ориентируюсь на программно-методический комплекс «Воробушки», ООП ДО «Первые шаги». Изобразительная деятельность даёт детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. В их распоряжении есть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предлагаемый мною детям, обеспечивает свободу и разнообразие действий, находится в доступном месте и быть удобным для использования. Мои малыши рисуют не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щёточками, «печатками». Рисуем на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватман большого размера раскладываем не только на столе, но и на полу, дети имеют возможность свободно действовать и не мешать друг другу при совместном рисовании. Один малыш выбирает для рисования карандаш, другой хочет черкать мелком, третий — делать отпечатки губкой, пропитанной краской. Таким образом, мною создаются благоприятные условия для налаживания общения, подражания действиям друг друга, освоения новых изобразительных материалов. После того как коллективный рисунок создан, я спрашиваю у малышей, что они нарисовали, помогая им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик). Взрослый может дорисовать некоторые детали к рисункам детей так, чтобы получился новый образ, например соединить линиями цветные пятна, чтобы получилась мышка, домик, человечек. Можно предложить малышам самим дорисовать к рисунку взрослого какие-либо детали, пофантазировать, что же получилось. Хорошим приёмом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Картинки-кляксы получаются, если брызнуть на лист бумаги краску и сложить его пополам кляксой внутрь. Детям предлагаю угадать, что получилось, или дорисовать картинку так, как подсказывает фантазия. Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей использую заготовки, например, вырезаю фигурку тигра, кошки, жирафа и предлагаю детям нарисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим приёмом является примакивание к бумаге губки, пропитанной краской, или специальной печатки. Предварительно вырезаю из губки различные геометрические формы, фигурки. Дети макают их в блюдечки с краской и делают отпечатки. Используя печатки, украшаем нарисованную ёлку разноцветными шарами, яблоню — яблоками или птичками. Печатками могут служить катушки, пробки и любые подходящие для этого предметы. Дети часто просят взрослого нарисовать киску, куклу, машинку, домик и внимательно наблюдают, как он рисует, пытаются подражать. Используя игровые и сказочные сюжеты, стараюсь направить детей к целенаправленному изображению простых предметов- предлагаю им нарисовать разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы его не унесла лиса, рельсы со шпалами, чтобы по ним на поезде мог проехать медведь. Я помогаю детям и в создании предметных и сюжетных рисунков, например, рисую травку и стебли цветов, а малыши дорисовывают головки цветов, солнышко с лучиками. Приобщая ребёнка к изобразительной деятельности, стараюсь поддерживать его инициативу, стремление самостоятельно изобразить что-либо. Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрослые должны предоставить им возможность действовать самостоятельно и не навязывать всей группе и каждому ребёнку одно и то же занятие или игру. В ходе занятий и игр с маленькими детьми комплексно использую различные виды художественной деятельности. Рисуем под музыку или чтение стихотворений, с вылепленными из пластилина персонажами сказок разыграем сказочный сюжет. Очень важно то, как относятся взрослые к продуктам творчества ребёнка. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя отбирать рисунки и поделки без его разрешения- попросить ребенка создать рисунок, поделку специально для выставки, в подарок маме, сестре, другому ребёнку. Желательно, чтобы в группе экспонировались все детские работы, а не только самые лучшие. Предварительно я договариваюсь с каждым малышом: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?», или «Давай поставим твоего пластилинового ёжика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Привлекаю внимание родителей к продук-там детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Петя нарисовал красивую рыбку, а Катя — замечательный цветок». Такое отношение взрослого способствует развитию у ребёнка положительного самоощущения, стимулирует его творческие проявления, рождает чувство гордости за собственные достижения. Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, его рисунки. Рисуя с детьми, я нахожу новые идеи и решаю следующие задачи: • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
Методические материалы «Художественно-эстетическое развитие детей» программно-методического комплекса «Воробушки» содержат описание игр и занятий, направленных на приобщение детей к изобразительным видам деятельности, музыке, театрализованной деятельности, развитие у них эстетического отношения к окружающему миру. Предложенные в пособии рекомендации помогли мне по реализации данных задач в образовательной деятельности с детьми раннего возраста. Таким образом, работая в детском саду воспитателем и реализуя программно-методический комплекс «Воробушки», ООП ДО «Первые шаги», я отмечаю, что в образовательной деятельности с детьми раннего возраста, меняется содержание и задачи по изобразительной деятельности.
|