МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ |
ИЗО детям | |||
Автор: Коровкина Лариса Валерьевна | |||
04.07.2023 21:42 | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ Коровкина Л.В. МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г.Челябинска» Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребёнку условия, в которых личность могла бы реализовать себя максимально, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в дошкольном учреждении является художественная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, а обучению технике рисования уделяется мало внимания. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет избавиться от «шаблонности» и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка, сохранить его интерес к данной деятельности, развить творческий потенциал, снять страх неправильного выполнения задания, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности, которое нередко возникает у детей при формализованном проведении занятия и работе по заданному образцу, также в наиболее доступных для детей жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм) формирует устойчивые навыки изображения выразительных образов и способствует: развитию активного, продуктивного (творческого) воображения, обогащению эмоционального мира ребенка, накоплению опыта в продуктивной деятельности и развитию творческой активности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Существует много различных техник нетрадиционного рисования, их необычность состоим в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому. Также стоит отметить, что обучение рисованию нетрадиционных техник необходимо проводить в следующих направлениях:
Казакова Р. Г., Давыдова Г. Н., Никитина А. В. предлагали следующие виды нетрадиционных техник рисования:
Для большей выразительности линии, имитирующие металл, можно покрыть чёрной гуашью, аккуратно работая кисточкой. Секрет: прорисовать линии можно клеем, уже окрашенным в чёрный цвет. Для этого нужно в клей ПВА добавить чёрную гуашь. 11. Каракулеграфия. Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доведя до восприятия целостности объекта. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определённого уровня развития воображения, опыта, наблюдений. 12. Шаблонография. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребёнка становится шире и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. 13. Ожившие предметы. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребёнку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать своё отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. 14. Набрызг. Краску нужно растворит в воде, а затем с помощью зубной щётки и расчёски (карандаша, палочки) нанести её на бумагу путём набрызга. Зубную щётку опускаем в краску, затем располагаем её вертикально над бумагой и расчёской (карандашом, палочкой), как смычком, снизу вверх проводим по её щетине. На поверхность бумаги попадает град брызг. Если каждый раз менять цвет краски, то фон будет состоять из разных капелек. 15. Расчёсывание краски. Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. 16. Рисование поролоном, пенопластом, смятой бумагой, печатками из ластика, пробкой, печатками из картофеля (оттиск). Хорош для рисования кусочек поролоновой губки, пенопласта или смятой бумаги и т.д. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.). 17. Рисование штрихом. Этот приём рисования называется «ЧИРКАТЬ» — карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему. 18. Рисование музыки. Если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат воспринимать и ощущать искусство изнутри. 19. Рисование нитками. Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу. 20. Рисование солью. Нарисованный краской рисунок посыпается солью. Соль пропитывается краской и, высохнув, создаёт эффект зернистой структуры, которая передаёт объёмность изображению. Когда рисунок высохнет, нужно стряхнуть всё лишнее. На таком фоне эффектно будет смотреться морской пейзаж или изображение пространства. 21. Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом бумаги, картона, закрашенного тушью. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённым предметом рисунок процарапывается до слоя краски. 22. Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки. 23. Тычок жёсткой полусухой кистью. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 24. Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. 25. Обрывание бумаги. Ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. 26. Скатывание бумаги. Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она на станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу. 27. «Знакомая форма – новый образ». Ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прижимается к нему, другой его обводит. 28. Кляксография с ниточкой. Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживает рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. 29. Тиснение. Ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рельефной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. 30. Акварельные мелки. Ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки. Затем рисует на смоченной бумаге мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Но также сейчас стали набирать популярность и другие виды нетрадиционных техник рисования, которые предлагает Н. В. Микляева:
Кроме инструментов для рисования педагогами и родителями активно используются необычные краски. Известны такие, как:
3. Рисование мелками на наждачной бумаге, на камнях и ракушках, по стеклу. Предполагается, что сначала на бумаге создается изображение карандашом, затем на нее накладывается стекло. Уже по стеклу сверху изображение обводится и раскрашивается специально изготовленными красками (клей ПВА и гуашь в пропорции 1:2). 4. Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом (с детьми 5–6 лет). Дошкольники сначала должны горизонтально заштриховать лист бумаги, затем с помощью ластика «прорисовать» само изображение. 5. Изображение на полиэтиленовой или пищевой пленке. Пленка накладывается на влажный рисунок, на который густыми мазками наносится гуашь или акварельные краски в виде ярких пятен. После этого ее не нужно натягивать или разглаживать. Напротив, чтобы получить более рельефную поверхность, нужно создать специальные складочки, сдвигая пленку. Поверх нее рисовать пальчиками или ватными палочками, смешивать краски, распределяя их по всей поверхности листа. Через несколько часов, когда краска подсохнет, можно снять пленку (на листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутиной покрывают все) и дорисовать рисунок. 6. Рисование на пене для бритья. Техника создания «мраморной бумаги» – еще один вариант нетрадиционной техники. На плотный картон наносится пена, которую разглаживают линейкой (толщина пенного слоя может быть от 2–3 мм до 1 см). Затем сверху жидкими красками (разведенная гуашь) наносится рисунок: для этого можно сначала сделать несколько капель пипеткой, а затем размазать краску по пене кистью. Сверху накладывается лист акварельной бумаги, который слегка прижимается к изображению, затем убирается. Это первый зеркальный оттиск, его оставляют подсохнуть. Второй оттиск получается весьма экзотически: той же линейкой вся пена равномерно снимается с картона. На нем остается размытое изображение. Глядя на него, создается впечатление, что это морской пейзаж или улица под дождем. Изображение можно дополнить, дорисовав с помощью фломастеров. 7. Рисование на молоке. Молоко достаточно высокой жирности наливается в плоское блюдце или поднос. Заранее готовится набор жидких пищевых красителей или немного разведенной акриловой краски – их необходимо набирать в пипетку, чтобы капать на невидимую жировую пленку на молоке. 8. Штампирование. В качестве штампов используются пластиковые штампики, ватные диски, деревянные фигурки, детали конструктора, заготовки из сырых овощей (морковь, половинки яблок и груш, картофель, пекинская капуста и др.), тампоны или кусочки поролона, свежие листья растений (прямо на их поверхность наносится краска с помощью кисточки); бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т.д.). Этапы обучения работе со штампами: ознакомительное занятие 8. Накат. Для него нужны валик и емкость с краской. Валик необходимо обмакнуть в краску, дать немного стечь излишкам, затем прокатить им по листу бумаги или ватману так, чтобы остался след. Если при этом обмакивать сразу в несколько красок, то след будет разноцветным. При изменении направления можно создавать интересные линии и формы. Но Микляева Н. В. не только предложила примеры использования нетрадиционных техник рисования, но и распределила их по разным возрастным группам ДОО. I. Младший дошкольный возраст.
II. Средний дошкольный возраст.
III. Старший дошкольный возраст.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы. Своим коллегам рекомендую:
- повышать свой профессиональный уровень и мастерство в области художественно-творческой деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы. Хочется предложить игры и упражнения, которые можно использовать в своей работе. «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ» Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса. Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка). Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки. «РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО» Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов. Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино. «КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ» Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни. Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги. Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева — направо, а другая рисуется — справа – налево. «РАДУГА» Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят. Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
|