Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»
ИЗО детям
Автор: Мартынова Евгения Владимировна   
11.05.2023 05:17

Проект «Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»Проект «Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»

На 2021– 2022 учебный год.

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий.

По количеству участников проекта: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Направленность: художественно – эстетическая.

Участники проекта: обучающиеся средней группы, МБДОУ Детский сад №430 родители, воспитатель группы.

Место реализации проекта: МБДОУ Детский сад №430

Сроки реализации проекта: 1 сентября 2021 года – 31 мая 2022 года Актуальность проекта:

 

Скачать конспект

Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В данном проекте используется необычное сочетание материалов и инструментов их доступность, простота в технике исполнения удовлетворяют у детей исследовательскую потребность, пробуждают чувство радости, успеха, развивают трудовые умения и навыки. Использование нетрадиционных средств рисования развивает у детей восприятие и воображение. Проблема, на решение которой направлен проект: не в полной мере развита мелкая моторика пальцев и кистей рук. Затруднение выполнять задания по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости и слабо развита зрительно — моторная координация. Недостаточный уровень развития речевой активности детей.

Цель проекта: Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования и аппликации.

Задачи проекта

Образовательные: познакомить с различными способами и приѐмами нетрадиционных техник рисования и аппликации с использованием различных материалов, согласно возрастной категории. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками для создания творческих работ. Учить детей подбирать нетрадиционный материал для работы, и умело его использовать. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, фантазию, воображение, внимание, изобретательность, творческое мышление, тактильные ощущения, устойчивый интерес к художественной деятельности. Развитие у детей художественно–творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и аппликации. Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Ожидаемый результат: обучающиеся владеют разными нетрадиционными техниками рисования, и самостоятельно могут их применять на практике. Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности. Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию мелкой моторики детей, посредством использования нетрадиционных техник. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования и аппликации с использованием нетрадиционной техники. Активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребѐнок».

В. А. Сухомлинский.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребѐнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребѐнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, рисования не успевают на занятиях.

От того, насколько ловко научится ребѐнок управлять своими пальцами в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приѐмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественное творчество. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники даѐт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребѐнка к школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребѐнок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Всѐ это будет ему хорошим помощником в школе. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по художественному творчеству. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определѐнную новизну в деятельность детей, делает еѐ более увлекательной и интересной.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Благодаря художественному творчеству развивается зрительно — двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребѐнка (можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берѐзки. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребѐнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.д.

Нетрадиционное рисование — искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребѐнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно художественное творчество создают атмосферу непринуждѐнности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально — благоприятное отношение к деятельности у детей.

Проект составлен с учѐтом Федерального Государственного Образовательного стандарта Дошкольного Образования образовательной организации.

Краткое описание проекта: данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Цель проекта: создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить с различными способами и приѐмами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, согласно возрастной категории.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками для создания творческих работ.

Учить детей подбирать нетрадиционный материал для работы, и умело его использовать.

Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники рисования.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, фантазию, воображение, внимание, изобретательность, творческое мышление, тактильные ощущения, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Развитие у детей художественно–творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, терпение, целеустремлѐнность, умение доводить начатое дело до конца.

Объѐм образовательной нагрузки: проект разработан для обучающихся среднего дошкольного возраста. Его реализация рассчитана на 1учебнй год. Включает в себя 1 мероприятие в неделю (36 мероприятий в год). Длительность совместной деятельности составляет 20 минут.

Формы реализации проекта:

  • Индивидуальная и групповая (совместная деятельность) работа с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Выставки детских творческих работ в группе.
  • Мастер – классы с педагогами и родителями.
  • Консультации для педагогов и родителей.
  • Родительские собрания.
  • Публикация на сайте материалов.
  • Оформление предметно-окружающей среды.

Методы и приѐмы, используемые при реализации проекта:

Словесный (репродуктивный) метод: беседа, объяснение, рассказ, художественное слово, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.

Практические методы: игровые действия, упражнения (творческого характера). Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов, загадок. Метод прямого воздействия: постановка перед ребѐнком той или иной практической задачи, показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении.

Информационно-рецептивный метод: показ воспитателя (образца, способа действий). Рассматривание картин, иллюстраций. Просмотр презентаций. Использование ИКТ. Наблюдение.

Исследовательский метод: развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества.

Принципы при реализации проекта:

  • Принцип индивидуализации: учѐт способностей и индивидуальных возможностей каждого ребѐнка.
  • Принцип доступности: доступность отбираемого материала.
  • Принцип последовательности: постепенное усложнение программного содержания, методов и приѐмов руководства детской деятельностью.
  • Принцип наглядности: объяснение всех приѐмов на демонстрационном материале, использование готовых образцов, работ.
  • Принцип успешности.

Подходы при реализации проекта:

  • Поддержка инициативы детей.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Игровая форма подачи материала.
  • Сотрудничество с семьѐй.
  • Самостоятельность выбора.

Ожидаемые результаты:

  • Обучающиеся владеют разными нетрадиционными техниками рисования, и самостоятельно могут их применять на практике.
  • Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.
  • Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию мелкой моторики детей, посредством использования нетрадиционной техники рисования. -Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

-Активное участие родителей в совместных творческих проектах. Материально – технические ресурсы, необходимые для проекта:.

Различные предметы для рисования разными техниками: ватные палочки, поролоновые губки, щѐтки, крупа, печатки, штампы, трафареты, стеки, восковые свечи, стеки, нитки, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

  • Этапы реализации проекта:

1 этап — Подготовительный:

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике. рисования, изучение литературы, подбор материала, отбор технологий.

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2 этап — Основной (практическая деятельность):

Составление различных картотек по данной теме.

Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

3 этап — Заключительный (итоговый) этап:

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Заключение

Перед ребѐнком по- новому открывается мир. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребѐнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, крупы, нитки, трафареты, пальцы.

Через нетрадиционные техники дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а значит, развивается мелкая моторика.

Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагог, должен обеспечить ребѐнку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики руки. Систематическая и планомерная работа, использование разных приѐмов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.

Используемая литература

  1. Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приѐмов нетрадиционного рисования» // Дошкольное образование. – 2010. — №18.
  2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Часть 1. – М.: «Скрипторий, 2003», 2013.
  3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  4. Давыдова Г.Н. «Рисуем ладошками» — М.: Скрипторий, 2007. 5.КазаковаР. Г., Сайганова Т.И. «Необыкновенное рисование». Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. — СПб.: КАРО, 2008.
  6. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» — СПб, Издательство КАРО, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год