Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. |
ИЗО детям | |||
Автор: Зверева Светлана Владимировна | |||
06.02.2023 00:27 | |||
Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Для всестороннего развития дошкольника в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В своих рисунках дети выражают свои мысли, чувства, свои представления об окружающей жизни. В процессе рисования дошкольники приучаются воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положениями предметов в пространстве. Дети овладевают практическим навыками пользования карандашом, кистью, что является хорошей подготовкой руки к письму. Развитие творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностями ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, внимательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их свойствах, способах их применения. Дети учатся рисовать не только красками, карандашами и фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Дошкольники пробуют рисовать ладошкой, пальцем, кулаком, а также пробуют получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, веревок) и природного материала (листья, кора деревьев). Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления инициативы, выражения индивидуальности. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники могут самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Нетрадиционные техники рисования требуют соблюдения последовательности производимых действий. Таким образом дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование мелками на мокрой бумаге), коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует рисование пальцами. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить следующее движение, пока краска или бумага не успела просохнуть), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась влажная бумага или чтобы не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию.
|