Методическое пособие «Времена года в искусстве России». |
ИЗО детям | |||
Автор: Канаева Татьяна Владимировна, Огурцова Гульназиря Вахитовна | |||
02.01.2023 15:24 | |||
Методическое пособие «Времена года в искусстве России». Искусство — незаменимое средство формирования духовного мира детей. Воспитание и обучение в ДОУ должно ориентировать педагогов на создание условий для приобщения дошкольников к истокам национальных и культурных традиций. Важно сформировать у каждого ребенка чувство патриотизма, гордость за принадлежность к своему народу. Важно помочь овладеть ценностями отечественной культуры. Слайд 3. В процессе подготовки к тематическим занятиям для приобщения детей дошкольного возраста к достоянию национальной культуры было изготовлено методическое пособие «Времена года в искусстве России». Пособие разделено на четыре раздела, по временам года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Каждый раздел пособия, посвященный определенному времени года, состоит из семи карт (одна карта используется в течение двух недель).
Слайд 4. Рассмотрим содержание пособия. На каждой карте можно увидеть произведение изобразительного искусства (картина). Каждое время года по-своему красиво и уникально, точно также, как и мировоззрение живописца. Разное отношение к тем или иным сезонам, погоде предоставляют нам огромное разнообразие интересных и потрясающих картин каждого из четырех времен года. Слайд 5. На каждой карте подобрано произведение поэтического искусства (стихотворение). В литературе циклов под названием «Времена года» почти нет, хотя пейзажи любого времени года описаны почти каждым писателем и поэтом. В стихах, посвященных временам года мы видим, как смена природных циклов сопровождается изменением человеческого настроения и душевного состояния. Слайд 6. QR код, воспользовавшись которым, можно прослушать музыкальное произведение. Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени и разного стиля. Слайд 7. Для работы с дошкольниками культурные ценности отбираются по следующим параметрам:
- положительное эмоциональное воздействие на ребенка. Слайд 8. Представленные произведения искусства России объединены одной темой – время года. «Осень» (от ранней осени с золотыми листьями и до поздней, с дождями и первым снегом. В произведениях искусства, посвященных осени, видна истинная красота конца сентября – начала октября, когда до настоящих холодов и снега еще далеко, но и летнее тепло уже отступило, особенно красив контраст по-осеннему тяжелого, насыщенно-голубого неба и золотой, легкой листвы деревьев. Осень отличается множеством своих состояний и настроений, поэтому мы еще можем встретить осень темную, осень туманную и промозглую. Ну а на полотне «Ранний снег» мы видим вероятнее всего конец ноября, когда зима потихоньку вступает в свои права и первым, несмелым пушком покрывает почерневшую землю. Слайд 9. Столь прекрасное время года как зима во всех произведениях искусства выглядит по-разному. Где-то это волшебная, как в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…», мрачная и не приступная, какой ее изобразил И. Шишкин на своей картине «На севере диком…», и конечно же, любимая и взрослыми, и детьми, звонкая, ясная, с чуть щипающим за щеки морозцем зима с бессмертного шедевра В. Сурикова – «Взятие снежного городка». Слайд 10. Изображения весны в русских произведениях искусства всегда несут в себе особую теплоту и радость, ведь какое это счастье, после долгой и суровой зимы, в которая дарила так мало погожих деньков, увидеть, как природа сбрасывает с себя тяжелое снежное одеяло, с каждым днем все сильнее и сильнее припекает солнце, а позже зима и вовсе уходит без следа. Слайд 11. В произведениях искусства отображено богатое разнообразие состояний летней природы, тут мы видим и солнечные жаркие дни, и прохладную тень рощиц, жизнь простого человека, встречаем животных. Чрезвычайно важно и то, что поэзия, живопись и музыка, посвященные родной природе, наряду с воспитанием эстетического и художественного вкуса, одновременно вырабатывают у ребенка внутреннюю мотивацию его активной гражданской позиции, заинтересованной и осознанной познавательной деятельности.
|