Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ Арт терапия «ИЗО студия Развивашка» в рамках Проектно-технологической практики по управлению проектами
ИЗО детям
Автор: Башарова Анна Михайловна Винокурова Юлия Владимировна Нуркаева Зульфия Камилевна Григорьева Ольга Владимировна Шаяхметова Регина Рафайлевна   
24.09.2022 20:25

ПРОЕКТ Арт терапия «ИЗО студия Развивашка» в рамках Проектно-технологической практики по управлению проектамиПРОЕКТ Арт терапия «ИЗО студия Развивашка» в рамках Проектно-технологической практики по управлению проектами

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

Выполнила:

  • Башарова Анна Михайловна
  • Винокурова Юлия Владимировна
  • Нуркаева Зульфия Камилевна
  • Григорьева Ольга Владимировна
  • Шаяхметова Регина Рафайлевна

Уфа 2022

Наименование проекта: Арт терапия «ИЗО студия Развивашка»

1. Аннотация:

 

Скачать проект

В данном бизнес проекте представлен план работы развивающего кружка для детей с 4 до 7 лет, направленная на развитие творческих способностей и мелкой моторики, (кружок включает в себя нетрадиционные виды работ — рисование нестандартными методами: песком, пластилином, крупами, соленым тестом мн. другими).

2. Актуальность проекта

Актуальность выбранных мною нетрадиционных техник изображения связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  2. Сформировать изобразительные навыки и умения;
  3. Развить творческие способности дошкольников.

С какого же возраста следует развивать творческие способности? Психологи называют различные сроки — от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

3. Паспорт проекта

Вид проекта: Долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.

Срок реализации: Июнь 2022 учебного года – практическое использование ведётся по настоящее время.

Место события: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Лучик».

Участники проекта: дети дошкольного возраста, их родители и воспитатели группы.

Цель проекта

Создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности ребенка, через внедрение элементов песочной терапии.

Знакомство с техникой рисования песком — песочная анимация.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи проекта

Познакомить воспитанников со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках).

Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь воспитанников.

Развивать фантазию, творчество, воображение.

Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.

Привлечь родителей к совместной деятельности.

Обучающие:

Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).

Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Развивающие:

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные:

Воспитывать доброту, инициативу.

Воспитывать усидчивость и терпение.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Образовательная область: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно — эстетическое, познавательное развитие — направленно на удовлетворение социальных интересов.

Прогнозируемый результат

Компетенции:

воспитанники знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;

владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;

владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);

имеют познавательный интерес к опытно – исследовательской деятельности.

Коммуникативные навыки:

получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми;

получают положительные эмоции от праздников и развлечений;

пользуются речью, как средством общения со сверстниками.

Предпосылки научной деятельности:

имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

возникает интерес к значимой деятельности;

способны выразить мысль, вступить в диалогическое общение.

Продукт проекта

Наглядные пособия: игры, картотеки.

Материал по работе с воспитанниками.

Консультация для родителей «Игры с песком».

Фотовыставка.

Презентация проекта.

Риски

  1. Низкий познавательный интерес детей.
  2. Низкая информированность, а также пассивность родителей.
  3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого

объема материала.

Предупреждение рисков

Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по познавательно-исследовательскому проекту «Песочная фантазия», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Распределить среди воспитателей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Предполагаемые результаты

воспитанники узнают значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства;

дети будут отличать, и называть характерные признаки песка;

воспитанники научатся проводить простейшие опыты, исследования;

дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

у воспитанников сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

у воспитанников значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи;

освоение воспитанниками элементарных правил владения пескографией;

создание рисунков в данной технике;

умение аккуратно действовать с песком;

более четкие и развитые движения пальцев рук;

создание детского альбома рисунков «Я не простой художник»;

Педагогическая целесообразность

рисование песком развивает мелкую моторику;

тактильную чувствительность, пластику движений рук;

улучшает память, стимулирует работу мозга (познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение).

Формы реализации проекта

образовательная деятельность;

беседы с воспитанниками группы;

дидактические игры;

упражнения для развития мелкой моторики;

исследовательская деятельность;

работа с родителями;

фотовыставки детских работ.

Метод рисования песком — позволяет воспитанникам:

научиться осознавать себя и выражать собственные чувства;

улучшить прогресс в личностной коррекции, усилить ощущение собственной личностной ценности;

развить чувство собственного контроля, прогнозирования;

раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;

повысить мотивацию в деятельности;

проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

Песочное рисование способствует развитию следующих навыков:

формирование коммуникативных навыков;

улучшение памяти, внимания и образного мышления;

развитие мелкой моторики рук;

избавление от тревог и страхов.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей – ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии)

Избавляет от: страха ошибок, неуверенности в своих силах, сомнений, стрессогенных факторов, депрессивных состояний.

Песочная рисунок, создаваемый ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире, его состоянии.

Как вести себя в этой ситуации, быть учителем, молчаливым свидетелем песочных спектаклей или стать соавтором…

Многое зависит от темы и ситуации, но принцип один «не навреди».

Внутренний мир ребенка хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Проблема

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромоторики. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, не сформированностью умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Приемы рисования песком

Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):

насыпание;

наброс.

Щепотка:

насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

Песочная струя:

песчинки попадают в одну точку -круг;

песочная струя рассыпается зигзагом — волны, чайки…;

песочная струя рассыпается дугой — холмы, горы…;

песочная струя рассыпается линией — дороги, дома…;

песочная струя рассыпается замкнутой линией — воздушные шары, облака…;

песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;

Рисование пальцами — песок раздвигается пальцами по фону.

Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

Линейный наброс песка (лучи солнца);

Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину);

Нанесение нового рисунка на предыдущий (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается, словно в тумане).

Этапы реализации проекта

Подготовительный (аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.

Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.

Информация родителям о предстоящем проекте.

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Анкетирование родителей.

предварительное обсуждение проектной идеи;

определение темы проекта;

формулировка цели, задач;

определение результата;

изготовление стола с подсветкой (родители — семья Новосёловых);

подготовка песка;

приобретение дополнительного материала для включения в деятельность (совок, щетка, валик, воронка, резиновый мяч и т.д. — родительский комитет).

Основной (реализация намеченных планов)

Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия).

Работа с воспитанниками

Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).

Проведение игр с песком, водой.

Проведение игровых занятий.

Пополнение предметно — развивающей среды группы.

Опытно – экспериментальная деятельность.

Работа с родителями

Подбор художественной литературы.

Выполнение творческих заданий.

Совместная опытно – экспериментальная деятельность.

4. Консультации для родителей.

Заключительный (презентация, продукт деятельности)

Обобщение результатов работы.

Выставка детских работ, фотовыставка.

Проведения мастер – класс для родителей по нетрадиционному рисованию «Волшебный песок».

4. Основная идея проекта

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Детский развивающий центр будет расположен в селе Нурлино в Доме Культуры. Помещение предполагается взять в аренду, отремонтировать и оснастить необходимой техникой и мебелью, его площадь составляет 80 кв. м.

Детский центр будет находиться в непосредственной близости расположены удобная парковка и остановка пассажирского общественного транспорта.

При правильно организованной рекламной компании есть возможность охватить практически всех жителей района.

5. Сильные стороны проекта

Получат практические навыки и умения по использованию техники «Пластилинография», «Пальчиковое рисование», «Рисование ладошками», «Рисование пакетом».

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Обогатиться словарь детей словами «пейзаж», «изображение». «фон», словами, связанными с приметами осени, зимы (метель, пурга, листопад и др.), выучат стихи об осени, о зиме, елке; прослушают детские песни о временах года (осень, зима).

6. Требуемые инвестиции/ресурсы на нетрадиционную технику рисования

  1. 8 столов и стульев для возраста от 4 до 7 лет
  2. Доска для преподавателя
  3. Песок разноцветный (8 видов)
  4. Рисунки на А4 с изображением мультипликационных героев
  5. Кисти
  6. Гуаш
  7. Бугама формата А3
  8. Губки для посуды
  9. Непроливайки
  10. Фартуки
  11. Пластилин
  12. Клеёнки для столов
  13. Салфетки
  14. Срок окупаемости проекта

Долгосрочный проект, срок окупаемости 3 месяца

Планируется открытие центра «ИЗО студия Развивашка» с общим объемом инвестиций в 250 000 рублей, в том числе запланированы средства на покрытие возможных убытков бизнеса в течение первых трех месяцев работы с момента открытия.

Далее запланирован выход на среднемесячную прибыль в размере 250 000 рублей, что за год дает нам показатель в 10000000 рублей.

PP = 9 000 000 / 3 000 000=3 года

Простой срок окупаемости данного проекта равен 3 годам.

При этом данный показатель необходимо отличать от срока полного возврата инвестиций, который включает в себя срок окупаемости проекта + период организации бизнеса + период до выхода на запланированную прибыль. Предположим, что в данном случае организационные работы по открытию ресторана займут 3 месяца и период убыточной деятельности на старте не превысит 3 месяцев. Следовательно, для календарного планирования возврата средств инвестору важно учесть еще и эти 6 месяцев до начала получения запланированной прибыли.

8. Резюме

Краткие характерные проекта:

На первом этапе использую следующие нетрадиционные техники рисования: "рисование пальчиками", "тычок жёсткой полусухой кистью", «рисование ладошкой», "оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта" рисование песком, губкой и песком и др.

В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Например: большим пальчиком, малыш изображает следы медведя, а друг у медведя — маленький зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком.

В игре показываю детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др. С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок, лиса и волк), раскрыть образ героя, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость, или мрачность, злость героев. Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и придумывать различные истории!

Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших творческих способностей ребенка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому моя задача — индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, ставлю следующие задачи:

  1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
  3. Формировать у детей умение предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.
  4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  6. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
  7. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год