«Рисовать может каждый!» |
ИЗО детям | |||
Автор: Обеднина Надежда Владимировна Мельченко Оксана Викторовна Токмашова Наталья Владимировна | |||
30.09.2022 19:11 | |||
«Рисовать может каждый!» Для многих педагогов, самый любимый вид деятельности–продуктивный. И в соответствии с ФГОС сегодня обучение становится продуктивным, и его приоритетной позицией является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, что напрямую приводит к формированию у дошкольников потребности к активной созидательной деятельности. Сегодня педагоги ищут и используют различные нетрадиционные методы по развитию творческих способностей. Мы не исключение. Всегда считали, что рисовать могут все. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Сейчас популярность этого метода возрастает с каждым днем. Правополушарное рисование–это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга. Этот метод разработан американской преподавательницей рисования Бэтти Эдвардс и основан на исследовании мозга Роджера Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.
Для детей естественно любить рисование красками и карандашами. К сожалению, многие образовательные моменты направлены на развитие левого полушария. Дети больше заняты точными науками. А мы знаем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых гармонично работают оба полушария, меньше устают, более работоспособны. Изобразительная продуктивная деятельность, является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. А главное, техника правополушарного рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому», «по-своему» и показать его таким всем. Технология правополушарного рисования–это не обучение изобразительному искусству. Это скорее психологическая разгрузка, которая помогает раскрыться, индивидуальности и творческим способностям. Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет самореализовываться через рисунок, получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом, бороться со стрессами, поверить в себя. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию развиваются способности к визуализации, интуитивное мышление. Блокируется левое полушарие и ребенок может воспроизводить свое видение объектов. Техника правополушарного рисования включает в себя комплекс различных упражнений, которые выводят на первый план творчество, дети рисуют не думая «как правильно», а задействуют фантазию и воображение. В своей работе по правополушарному рисованию мы придерживаемся следующих этапов. 1. Начальный этап. Кинезиологические упражнения и упражнения направленные на межполушарное взаимодействие. Проводим их в режимных моментах. На этом же этапе начинаем пробовать изображать отражение, зеркальное изображение, рисование двумя руками одновременно, воображаемые предметы, быстрое рисование. Все эти упражнения устанавливают контроль над левым полушарием, активируют творчество. 2. Знакомство с практикой. Пробуем изображать фон разными приемами (горизонтальным, круговым, радужным, вертикальным и смешанным). Для полного включения правого полушария, предлагаю детям пользоваться левой рукой. Дети охотно включаются в эту игру, ведь кто не любит нарушать правила? 3. Предметы. Все техники изображения предметов просты, и не вызывают трудностей у детей. Мазками, примакиванием, набрызгом и так далее, дети пользуются и в обычных методах рисования. Главная задача, не спугнуть творческий момент. Ни в коем случае не использую в речи выражения, «не так», «не верно». Большое внимание уделяю организации повседневных наблюдений за окружающим в процессе любой деятельности. Ведь прежде чем нарисовать что то, ребенок должен это представить. Очень важно заострять внимание на рассматривании предметов, обращать внимание на их части, цвет, размер, признаки. В группе организована зона для художественной деятельности, где представлены разнообразные изобразительные материалы (мелки, карандаши, краски). Так как на формирование образов влияет художественное слово, в группе постоянно обновляется библиотека, дети прослушивают аудиосказки и музыкальные произведения различной направленности, рассматриваем репродукции, что способствует формированию образов в сознании детей. По данным диагностики, по методике О.М. Дьяченко ( «Дорисовывание фигур») мы можем сделать выводы, что у 80% детей значительно улучшились воображение и креативность. Значительно уменьшилась тревожность и неуверенность, это показал цветовой тест М. Люшера. Индекс тревожности опустился с 50% у 17 детей до 20%, что позволяет говорить о замечательных результатах. В результате работы по методике правополушарного рисования можно сделать вывод, что знакомство с данной техникой оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей и воображения у детей, что выражается в способности создавать сложные целостные изображения. Обеднина Надежда Владимировна, Мельченко Оксана Викторовна, Токмашова Наталья Владимировна.
|