Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В. А. Сухомлинский)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной, продуктивной деятельности. В программе представлен перспективный план работы на учебный год. Учебно — тематический план включает в себя работу по 5 разделам. Программа может быть полезной воспитателям, родителям.
Срок реализации: 1 год
Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебно – тематический план
- Содержание программы
- Методическое обеспечение программы
- Заключение
Используемая литература
Диагностическая карта
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них что- то не получается, если они плохо освоили какие –то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в дс» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой «Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в дс». Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.
- Обучать основам создания разных художественных образов. Развивающие:
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
- Развивать воображение, мелкую моторику детей.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ожидаемый результат:
- Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.
- Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
- Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.
Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы организации занятий:
- Игры и упражнения,
- Практические занятия, теоретические занятия,
- Индивидуальная работа,
- Подгрупповые занятия с детьми,
- Самостоятельная деятельность в центре творчества.
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно -практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.
Структура занятия:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Методы и приемы работы с детьми:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Приемы совместной деятельности.
Методические приёмы
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
2. Учебно – тематический план работы
План занятий рассчитан на 1 год.
Раздел I. Вводное занятие, техника безопасности
Раздел II. Аппликация из бумаги
Раздел III. Нетрадиционные способы и техники рисования
Раздел IV. Поделки (объемные) из бумаги
Раздел V. Лепка (пластилин, тесто)
Название тем и разделов
Общее количество занятий Теоретические занятия Практические занятия
- Вводное занятие
- Аппликация из бумаги в смешанной технике
- Рисование (нетрадиционные техники)
- Поделки из бумаги (оригами, квилинг.)
- Лепка (пластилин, тесто) + бросовый материал
Перспективный план – сентябрь
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
1-2 неделя Диагностика
|
|
|
I техника безопасности
|
Познакомить с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать
|
1 занятие
|
II Овощи (фрукты)
|
Учить вырезать овощи и фрукты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета
|
2 занятия
|
III Осенние листочки (рисование штампами, отпечатки)
|
Знакомить с новой техникой рисования. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа
|
1 занятие
|
.Перспективный план – октябрь
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
I Сказка про краски
|
Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.
|
2 занятия
|
II Ёжик с яблоками
|
Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения.
|
2 занятия
|
III Нетрадиционное рисование: Колючий ежик (оттиск бумагой)
|
Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.
|
2 занятия
|
V Натюрморт
|
Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет.
|
2 занятия
|
Перспективный план – ноябрь
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
I техника безопасности
|
Продолжать знакомить детей с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать, упражнять в вырезывании разной формы
|
1 занятие
|
II Ветка рябины
|
Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали.
|
2 занятия
|
III Веселые ладошки
|
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
|
2 занятия
|
V Картины из пластилина
|
Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности
|
2 занятия
|
IV Снежинки
|
Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох.
|
1 занятие
|
Перспективный план – декабрь
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
I техника безопасности
|
Упражнять в умении вырезать фигуры разных форм из бумаги, картона. Вырезать из бумаги, сложенной пополам или гармошкой.
|
1 занятие
|
II Елочка нарядная
|
Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы
|
2 занятия
|
III Разноцветная мозаика
|
Продолжать формировать умение составлять мозаику из кусочков пластмассы, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Располагать узор на силуэте.
|
2 занятия
|
IV Лепка Птичка
|
Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…)
|
2 занятия
|
Перспективный план – январь
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
1 - 9 января выходные
|
|
|
III Узоры на окне
|
Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.
|
2 занятия
|
IV Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше)
|
Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями.
|
. 2 занятия
|
V Рисуем животных из фигур
|
Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур
|
|
|
|
|
Перспективный план – февраль
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
II «Красивая картинка»
|
Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезывания из бумаги сложенной вдвое, аккуратно наклеивать.
|
1 занятие
|
III Граттаж «Волшебница Зима»
|
Познакомить с новой техникой изображения. Учить подготавливать лист для работы (основа воском). Развивать воображение – задумывать содержание, процарапывать палочкой.
|
2 занятия
|
IV Танк (оригами)
|
Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали
|
1 занятие
|
IV Цветы, птицы (салфетки)
|
Продолжать учить работать с разной бумагой (салфетки, креповая). Показать способы изготовления поделок из бумажных шариков. Развивать мелкую моторику
|
2 занятия
|
Перспективный план – март
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
I Техника безопасности
|
Напомнить правила при проведении экспериментов с водой, красками. Техника безопасности при пользовании утюгом для разглаживания рисунков.
|
1 занятие
|
II Аппликация «Корзинка к Пасхе»
|
Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания.
|
2 занятия
|
III Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение»
|
Развивать интерес к исследовательской деятельности – эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями.
|
1 занятие
|
IV Цветы из бумаги, фетра (торцевание)
|
Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус.
|
2 занятия
|
V Фруктовая сказка (тестопластика)
|
Развивать интерес к исследованию – познакомить с лепкой из соленого теста. Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать.
|
2 занятия
|
Перспективный план – апрель
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
I Рисуем мыльными пузырями
|
Формировать положительные эмоции. Познакомить с приемами рисования цветными мыльными пузырями.
|
1 занятие
|
II Черепаха
|
Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.
|
1 занятие
|
III Рисуем бабочек, цветы (монотипиия)
|
Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе.
|
1 занятие
|
IV Петушок (из бумажных шариков)
|
Формировать желание сделать коллективную работу. Продолжать знакомить детей с приемами работы с бумагой – бумажные шарики, подбирать цвет.
|
3 занятия
|
V Лепка «Любимые животные»
|
Учить детей работать с пластилином, делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы.
|
2 занятия
|
Перспективный план – май
Тема
|
Программное содержание
|
Количество занятий
|
IСалют победы (цветной граттаж)
|
Развивать умение подбирать цвет и оттенки. Продолжать учить выполнять рисунки в технике граттаж, процарапывать изображение палочкой.
|
2 занятия
|
II Рисунки – пушистики (метод тычка)
|
Расширять знания детей о животных. Учить рисовать способом тычка, закреплять умения рисовать разными способами: тычками и концом кисти.
|
2 занятия
|
3- 4 неделя Диагностика
|
|
|
3. Содержание дополнительной программы Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводятся во 2 половине дня, в рамках кружковой работы, два раза в неделю в группе наполняемостью не более 6 -8 человек. Продолжительность занятий: -25 - 30 минут. Количество занятий в месяц -8 занятий. Раздел 1.Вводное занятие, техника безопасности Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами, торцевания, из салфеток; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил поведения. Раздел 2. Аппликация из бумаги Теория: правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами. Практическая работа: использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого. Умения и навыки: умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации. Раздел 3. Нетрадиционные способы и техники рисования Теория: Рассматривание работ выполненных в разных техниках. Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами. Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения. Раздел 4.Поделки (объемные) из бумаги Теория: Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Знакомство детей с техникой «Бумажный комочек». Познакомить с техникой торцевания. Рассматривание готовых работ. Вызвать интерес к художественному конструированию. Практическая работа: Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук. Умения и навыки: умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность. Раздел 5. Лепка (пластилин, тесто) Теория: Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество. Практическая работа: Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. Умения и навыки: умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции. 4. Методическое обеспечение дополнительной программы Программа кружка составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с», К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка». Направленность: художественно-эстетическая. Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет. Срок реализации: сентябрь – май 2017 года Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. Дидактические принципы проведения занятий: Общепедагогические принципы: • принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе; • принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала; • принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия; • принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному); Специфические принципы: • принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; • принцип интеграции различных видов деятельности; • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора. Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов: -декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ; -нормативные документы: « Закон об образовании»; -устав ДОУ, локальные акты, образовательная программа ДОУ. Методическое оснащение занятий: Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д. Техническое оснащение занятий( средства) : телевизор, магнитофон, компьютер, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат. Учебно – наглядные пособия: альбомы, схемы рисования, оригами; книги по изготовлению поделок; изобразительный материал. Работа с родителями: Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Выставки.мастер - классы совместно с детьми. 5. Заключение Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основная задача – подвести ребёнка к поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в поделке замысла, своих переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник работы с бумагой предоставляет возможность почувствовать свойства материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании поделок. Итак можно сделать вывод, что такие занятия способствуют успешному развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, развитию творческой личности ребенка. Используемая литература: 1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г. 2. Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г. 3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д\с. М.: Мозаика – си нтез 2016г. 4. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: Творческий центр Сфера, 2012 ; 5. Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005г. 7. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрис-Пресс, 2004. 8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д\с. М.: 2000г. 9. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.
Воспитатель: Рогожкина Анна Евгеньевна
МАДОУ «Детский сад №279 комбинированного вида»
Город Казань, Республика Татарстан
|