Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательное рисование» |
ИЗО детям | |||
Автор: Дмитриева Наталья Викторовна | |||
30.03.2022 16:57 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательное рисование» Возраст обучающихся: 4 -6 лет Срок реализации: 2 учебных года Автор-составитель: Дмитриева Наталья Викторовна, воспитатель Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1. 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование» — художественной направленности, ориентирована на формирование и развитие творческих способностей, фантазии, воображения посредством нетрадиционного рисования.
Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, на всестороннее развитие личности воспитанников ДОО. Создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества, появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, чувство прекрасного, поскольку нетрадиционное рисование один из самых необычных способов творческой деятельности, дети создают неповторимые шедевры своими руками. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Увлекательное рисование» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Отличительная особенность программы «Увлекательное рисование» в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные и природные материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Программаориентирована для её восприятия детьми, как среднего дошкольного возраста, так и старшего возраста, рассчитана на два года обучения. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и художественную деятельность творческого характера. Задачи художественно-эстетического развития детей 4-5 лет.
художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческуюсамореализацию. 4. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Задачи художественно-эстетического развития детей 5-6 лет.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются, следующие подходы и концепции: Данная программа составлена с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта. В основе образовательной программы лежат: 1. Системно-деятельный подход.
2. Деятельностный подход. Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». 3. Деятельностно-творческий подход. Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
Адресат программы – дети в возрасте 4-6 лет. Возрастные особенности: 4-5 лет На протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии — то, что сильно взволновало, увлекло, поразило. 5-6 лет В 5-6 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 64 часа (32 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 4-5 лет: 20 минут; 5-6 лет: 25 минут. 1. 2. Цель и задачи программы. Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. Задачи:
|