Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательное рисование»
ИЗО детям
Автор: Дмитриева Наталья Викторовна   
30.03.2022 16:57

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательное рисование»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательное рисование»

Возраст обучающихся: 4 -6 лет

Срок реализации: 2 учебных года

Автор-составитель: Дмитриева Наталья Викторовна, воспитатель

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

1. 1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование» — художественной направленности, ориентирована на формирование и развитие творческих способностей, фантазии, воображения посредством нетрадиционного рисования.

 

Скачать программу

Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • п.1. 6. ФГОС ДОпрограмма направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
  • п.2. 6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;
  • п.2. 7. «Изобразительная деятельность» (рисование, лепка, аппликация).

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, на всестороннее развитие личности воспитанников ДОО. Создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества, появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, чувство прекрасного, поскольку нетрадиционное рисование один из самых необычных способов творческой деятельности, дети создают неповторимые шедевры своими руками. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа «Увлекательное рисование» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
  • Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];

Отличительная особенность программы «Увлекательное рисование» в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные и природные материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Программаориентирована для её восприятия детьми, как среднего дошкольного возраста, так и старшего возраста, рассчитана на два года обучения. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и художественную деятельность творческого характера.

Задачи художественно-эстетического развития детей 4-5 лет.

  1. Познакомить детей с гуашью и формировать навыки рисования кистью, пальчиками, ладошкой, вилкой, поролоном, крупой, ватной палочкой, печать листьями; учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.
  2. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием

художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые

умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческуюсамореализацию.

4. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Задачи художественно-эстетического развития детей 5-6 лет.

  1. Познакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки (познакомить со свойствами акварели и её отличиями от гуашевых красок; научить изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования; ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; комбинировать разные способы изображения и изоматериалы; изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы; передавать особенности внешнего вида растений, животных; рисовать самостоятельно).
  2. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пеной для бритья, предметная монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, ниткография, рисование мыльными пузырями.
  3. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; внимание, аккуратность, целеустремлённость, глазомер, цветовое восприятие, эстетический вкус
  4. Научить общаться со сверстниками дружно и спокойно в процессе игровой деятельности, оказывать помощь товарищу в трудную минуту.
  5. Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.
  6. Научить различать способы нетрадиционного рисования, самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, творить в сотворчестве с воспитателем и детьми, создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются, следующие подходы и концепции:

Данная программа составлена с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта. В основе образовательной программы лежат:

1. Системно-деятельный подход.

  • Воспитание и развитие качеств личности.
  • Учёт индивидуальных возрастных, психологических, физических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для воспитания и путей их достижения.
  • Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

2. Деятельностный подход.

Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь».

3. Деятельностно-творческий подход.

Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
  • наглядный (рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец и показ воспитателя)
  • практический (выполнение работ по инструкции, образцу и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный –дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.

Адресат программы – дети в возрасте 4-6 лет.

Возрастные особенности:

4-5 лет

На протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии — то, что сильно взволновало, увлекло, поразило.

5-6 лет

В 5-6 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 64 часа (32 часа на каждый учебный год).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 4-5 лет: 20 минут; 5-6 лет: 25 минут.

1. 2. Цель и задачи программы.

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.

Задачи:

  1. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения (рисованиенетрадиционными техниками).
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  3. Формировать изобразительные умения в нетрадиционных техниках рисования.
  4. Способствовать формированию умения создавать и понимать изображённый сюжет.
  5. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения.
  6. Содействовать формированию самостоятельности и инициативности в создании творческого изображения (реализации замысла), формировать аккуратность.
  7. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год