Методическое пособие «Прозрачный мольберт, как нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников» |
ИЗО детям | |||
Автор: Вшивкова Ольга Александровна, Щербакова Светлана Павловна | |||
02.02.2022 17:29 | |||
Методическое пособие «Прозрачный мольберт, как нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников» Актуальность: Дошкольный возраст – период проявления активного интереса к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Использование прозрачного мольберта в работе с дошкольниками является одним из наиболее современных методов, который вызывает большой отклик у детей и воспитателей. Также у меня возникло желание изучить, освоить и внедрить в педагогический процесс инновационное пособие – прозрачный мольберт. Цели и задачи работы:
Цель: Развитие творческого потенциала детей на занятиях по изо-деятельности, используя нетрадиционные средства и техники рисования. Задачи:
Новизна опыта. Включение прозрачного мольберта в традиционную форму подачи дидактического материала является инновационной технологией. Новизна разработки в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте и способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Изобразительная деятельность является одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения. Работа с использованием прозрачного мольберта ведется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Пособие помогает создавать ситуацию успеха и в полной мере реализовывать потребность детей в самовыражении, позволяет организовать изобразительную деятельность, создавая благоприятные условия для развития зрительного восприятия у детей и имеет ряд преимуществ для работы в отличие от рисования на горизонтальной поверхности. Актуальность результатов:
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»: Работа с использованием прозрачного мольберта ведется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки. Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени. Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения. Совместное рисование — это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки. На занятиях широко применяю в практике нетрадиционные техники и приемы рисования. Одна из таких техник – пальцевая живопись, которая полезна для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга. Использую для рисования на мольберте кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются и работы, выполненные мелками и водными маркерами. Тренировка зрения достигается путем срисовывания реальных объектов, будь то ваза, яблока или фигурка животного. Ваза устанавливается на расстоянии до 1 метра от мольберта. Ребенок срисовывая, фокусирует зрение то на поверхности стекла, то на вазе, тем самым зрачок то сужается, то расширяется. В заключение хотелось бы сказать следующее: Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Один из главных аспектов в работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
|