Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности |
ИЗО детям | |||
Автор: Захарова Ольга Викторовна | |||
23.01.2022 17:43 | |||
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Развитие творчества основывается на формировании нравственности, эстетического воспитания, потребности детей к творческому труду. Без труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить высокие нравственные чувства в ребенка.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка». В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это будет возможно лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Этому будут способствовать такие формы совместной деятельности педагога с детьми как мини-музеи, в частности музеи «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Актуальной формой развития творческих способностей дошкольников является знакомство с различными видами искусства в ходе виртуальных туров и экскурсий. При использовании данных методов важно, чтобы воспитатель показывал свои чувства детям, свое отношение. Например, тема «Поход в зоопарк». Чтобы творчески ее изобразить, нужно с детьми «сходить» в зоопарк, далее провести беседу о том, что они там видели и что им больше всего понравилось. Зачастую, дети с удовольствием делятся своими эмоциями и впечатлениями от похода в зоопарк, а затем на занятии по изодеятельности, создавая свои работы, проявляют творчество — лепят, рисуют и т.д. Необходимо учитывать этапы развития творческого процесса в ходе детской изобразительной деятельности:
Особое место в развитии детского творчества отведено самостоятельной деятельности ребенка. Организации условий для самостоятельной деятельности детей по интересам. С целью развития детского изобразительного творчества, в группах организуется предметно-развивающая среда:
Существуют много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они помогают детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
Таким образом, решается основная задача педагога, которая связана с развитием интересов, творческих способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой предметно-развивающей среды позволяет ребёнку проявить свою пытливость, любознательность, познавать окружающее по собственному желанию, без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях эстетической предметно-развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности и проявление творчества.
|