Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в ДОУ |
ИЗО детям | |||
Автор: Иванькова Ксения Сергеевна | |||
19.01.2022 14:18 | |||
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в ДОУ Детство – это наиболее благоприятный периодом для развития творчества. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности. Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные техники для развития творческого потенциала детей, и хочу поделиться с вами этими простыми и в то же время интересными техниками, которые может использовать в работе любой воспитатель. Нетрадиционные изобразительные техники – это средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы, создания художественного образа, композиции и колорита, использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей. Через рисование прорабатываются комплексы, страхи. Ребенок всегда будет успешен в таком виде деятельности, у него появится уверенность в себе, будет формироваться мотивация достижений.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности развивают:
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Следовательно, рисование в целом, и рисование с использованием нетрадиционных техник в частности, дает толчок к развитию воображения, творчества, уверенности в себе, самостоятельность, инициативность, он способен к выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого и в старшем дошкольном возрасте кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, но мы должны стремиться к взаимодействию полушарий, что мы и делаем, используя нетрадиционные техники рисования. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Уже в течении семи лет в своей работе я использую техники нетрадиционного рисования. За это время я пробовала разные техники, не все они были интересные, но среди них есть и любимые. Перед каждым занятием творчеством я провожу с детьми «подготовку», которая заключается в использовании визуализации, техники расслабления, дыхательные упражнения и пальчиковую гимнастику. Даже ребенок, который не умея рисовать, используя нетрадиционные технологии, может создать шедевр, который повышает внутреннюю уверенность самого ребенка, что он умеет творить. Его работы впечатляют окружающих детей, заинтересовывая их создавать подобные шедевры, а главное, дает возможность родителям понять, что их ребенок может творить. Теперь перейдём к описанию этих техник: Правополушарное рисование;
Ребенок опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. Так на занятии в младшей группе провожу знакомство с краской (гуашью). Дети трогают краску пальчиками, после изображают на бумаге «Дождик», «Осеннее дерево», «Разноцветный ковер из листьев». Позже усложняю задание – используя трафарет, пальчиками нанести точки по контуру елочки, или нанести рисунок на тарелочку. Оттиск смятой бумагой. Ребенок опускает смятую бумагу в блюдце с краской и наносит оттиск на лист. По такой технологии, не имея навыков рисования, получаются прекрасные картины природы. Смятой салфеткой отлично передается легкость облаков, рыхлость снега. Можно использовать и более плотную бумагу, хорошо получается изображение кроны деревьев в любое время года, кустарники. Рисование солью (манной крупой). С помощью клея ПВА и кисти прорисовываем контуры рисунка, а после по нему рассыпаем манную крупу. Высохшую работу нужно слегка стряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Эта технология завораживает каждого ребенка. Наблюдая за детьми во время занятия, можно увидеть множество положительных эмоций, у них снимается напряжение, зажатость. Овладевая способом работы с манкой, у детей формируется умение работать с сыпучими материалами, расширяются знания о свойствах круп, развивается мелкая моторика, а главное появляется интерес к творчеству. Так на занятии мы создали с ребятами «Снеговика». Рисование зубной щеткой. Зубная щетка — один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро наносить элементы рисунка. Тем самым создается эффект объемности изображения. Только нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь и можно приступать к работе. Так с ребятами мы рисовали елочки в снегу. Рисование ватными палочками. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Для работы с этой техникой потребуются: ватные палочки, гуашь и влажные салфетки. Процесс рисования заключается в том, чтобы палочку обмакнуть в краску и нанести отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом, можно рисовать дождь, снег, почки на деревьях, ягодки, цветочки, узоры. Можно рисовать, как выделяя силуэт предмета точками, так и заполняя его внутреннее пространство, не оставляя пустых мест и не вылезая за контуры. Правополушарное рисование. Метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Техника правополушарного рисования – это «отключение» логического левого полушария и высвобождение творчества путём включения правого. Происходит это через специальные упражнения, которые снимают левополушарные ограничения. К таким упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится: рисование пальцами рук, рисование с игнорированием границ листа (холста), создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений. Рисование по сырому. При рисовании на мокром листе ребенок получает возможность просто выразить свои эмоции и снять эмоциональное напряжение, при этом воспитывается этическое восприятие и воображение. Метод основан на нанесении акварельных мазков по мокрой бумаге. Краска, разливаясь по мокрой бумаге, порождает мягко смешанные, размытые цвета, сливающиеся и перетекающие друг в друга. Это замечательный образец метода акварельной живописи, когда результаты непредсказуемы, но в высшей степени выразительны. Основан на нанесении акварельных мазков по мокрой бумаге. Краска, Монотипия. В основе техники монотипия — получение целостного изображения путём симметричного отпечатывания части объекта или совокупности предметов. Ранее дети рисовали этим способом бабочек, петушков, цветочек. Сейчас им предстоит по сырому зеркально отпечатывать пейзажные элементы. В технике монотипия рисуются природные картины, когда объекты отражаются в воде. Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможности и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.
|