Рисования как средство развития речи детей |
ИЗО детям | |||
Автор: Ломакина Татьяна Николаевна Стародворская Ирина Юрьевна Юсупова Галима Курмановна Ломакина Ольга Николаевна | |||
25.12.2021 17:32 | |||
Рисования как средство развития речи детей Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь. Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют и развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов, действиями, которые он производит с предметами, учиться различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Для рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы. При их использовании работают обе руки, что позволяет отлично развивать координацию. Нетрадиционные техники рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов самовыражения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
Ребёнок стремится в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Не случайно ребёнок, как писала Н.К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал научить, как обращаться с этим материалом. Ребенок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Лев Семенович Выготский назвал детское рисование "графической речью" и наша задача – облечь мысль ребенка в слово. Значение рисования велико и многогранна. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же и потверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах занятий. Как правило, рисование начинается с простых видов, например, с рисования различных линий в разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений. Детям можно предложить рисовать с помощью трафаретов: обводить рисунки – трафареты по лексическим темам, штриховать трафаретные рисунки, заполнять картинки – трафареты той буквой, обозначающей звук, на который начинается название картинки. Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета. На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию познавательных процессов. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок. На занятиях применяются схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, упражнение «Незаконченный рисунок» способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. После рисования проводится рассматривание рисунка, обсуждение получившегося. На этапе развития связной речи старшим дошкольникам предлагается рисование сюжетных рисунков по определённой теме с последующим составлением предложений по картинкам, коллективных или индивидуальных рассказов с опорой на них. Необходимо отметить, что рисование оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи. Предложенные методы и приёмы способствуют повышению качества коррекции речи, развитию творческого отношения к слову, влияют на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. На занятиях по рисованию применяются различные приемы работы с детьми: – обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных); – комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.); – воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему); – подробные вопросы к детям по форме и цвету; – предварительные упражнения для развития мелкой моторики. Широко используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д. У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по рисованию можно “превращать” треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная”. А потом добавлял: “На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”. Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.
|