Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рисования как средство развития речи детей
ИЗО детям
Автор: Ломакина Татьяна Николаевна Стародворская Ирина Юрьевна Юсупова Галима Курмановна Ломакина Ольга Николаевна   
25.12.2021 17:32

Рисования как средство развития речи детейРисования как средство развития речи детей

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.

Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют и развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.

Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов, действиями, которые он производит с предметами, учиться различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.

Для рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы. При их использовании работают обе руки, что позволяет отлично развивать координацию. Нетрадиционные техники рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов самовыражения.

 

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + гуашь
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки;
  • монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование солью, песком, манкой;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография;
  • граттаж.

Ребёнок стремится в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Не случайно ребёнок, как писала Н.К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал научить, как обращаться с этим материалом.

Ребенок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Лев Семенович Выготский назвал детское рисование "графической речью" и наша задача – облечь мысль ребенка в слово.

Значение рисования велико и многогранна. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же и потверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах занятий. Как правило, рисование начинается с простых видов, например, с рисования различных линий в разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.

Детям можно предложить рисовать с помощью трафаретов: обводить рисунки – трафареты по лексическим темам, штриховать трафаретные рисунки, заполнять картинки – трафареты той буквой, обозначающей звук, на который начинается название картинки. Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.

На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию познавательных процессов.

Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.

На занятиях применяются схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, упражнение «Незаконченный рисунок» способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. После рисования проводится рассматривание рисунка, обсуждение получившегося.

На этапе развития связной речи старшим дошкольникам предлагается рисование сюжетных рисунков по определённой теме с последующим составлением предложений по картинкам, коллективных или индивидуальных рассказов с опорой на них.

Необходимо отметить, что рисование оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи. Предложенные методы и приёмы способствуют повышению качества коррекции речи, развитию творческого отношения к слову, влияют на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.

На занятиях по рисованию применяются различные приемы работы с детьми: – обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных); – комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.); – воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему); – подробные вопросы к детям по форме и цвету; – предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

Широко используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.

У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по рисованию можно “превращать” треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная”. А потом добавлял: “На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”.

Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год