Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании»
ИЗО детям
Автор: Елаева Елена Евгеньевна   
23.12.2021 18:12

Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании»Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании»

Разработала: воспитатель второй младшей группы Елаева Елена Евгеньевна МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г.Саранск

Длительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Целевая аудитория: младшая группа (дети 3-4 лет)

Введение: От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Изобразительная деятельность один из важнейших видов деятельности ребёнка дошкольного возраста, в связи с тем, что впервые ребёнок получает не только эмоциональное удовлетворение, но и продуктивный результат. Вовремя созданные условия для появления, становления и совершенствования изо деятельности, благоприятствует тому, что она становится ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка.

 

Скачать проект

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка.

Рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка». (Н. А. Ветлугина)

Бесспорно, изобразительную деятельность для детей считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

Актуальность создания проекта:

Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Малышей привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать, особенно детям 3-4 лет. Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычек жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поралона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование пескомпечать по трафарету, пластилинография, раздувание краски

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании».

Проблема:

В области развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий сенсорными эталонами, но не всем детям это дается легко.

Данный проект поможет детям овладеть сенсорными средствами, нетрадиционными техническими приемами и способами рисования; позволит понять смысл различных ситуаций и выразить свое отношение к миру в художественной композиции.

Цель: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Ожидаемый результат:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять альтернативные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования альтернативной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием альтернативной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Продукты деятельности: рисунки, выставки

В основу данного проекта положены следующие идеи:

  1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  2. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  3. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Пути решения проекта:

  • Учесть требования и мнения всех участников проекта.

Подготовительно-проектировочный этап: (сентябрь-октябрь 2021г.)

Цель: — изучить методическую литература по проблеме;

  • Разработка содержания проекта: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»
  • Разработать перспективный план работы. Выяснить уровень развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощь мониторинга.

Основной этап: (ноябрь2021года – март 2022 года)

Цель: — познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.

  • Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием.
  • Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
  • Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности воспитателя и детей.

Завершающий этап: (апрель-май2022 года)

Цель: — проведения мониторинга по изучению уровня развития творческих способностей.

  • Презентация проекта педагогам ДОО
  • Подведение итогов реализации проекта «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании».

Перспективный план работы по рисованию с использованием нетрадиционных техник:

Сентябрь 2021г

  • Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  • Выяснение уровня развития творческих способностей детей с помощью мониторинга
  • Составление тематического плана занятий с детьми, конспектов занятий.
  • Мастер-класс на родительском собрании «Рисование пеной для бритья «Радуга»

Октябрь 2021г.

  • Рисование ладошкой «Ежик»
  • Рисование оттисками ладошек «Вот оно какое наше лето»
  • Коллективное рисование стопой «Жучки на полянке»
  • Рисование ладошками «Стоит в поле теремок» (животные)

Ноябрь 2021г.

  • Рисование отпечатком яблока «Компот из яблок»
  • Печать листьев «Осень на опушке краски разводила»
  • Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»
  • Мастер-класс для родителей и педагогов по нетрадиционной технике рисования «Штампование овощами»

Декабрь 2021г.

  • Метод тычка жесткой кистью «Салют»
  • Метод тычка «Подарок маме»
  • Рисование мыльными пузырями «Золотые рыбки»
  • «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (памятки)

Январь 2021г.

  • Рисование методом тычка «Щенок»
  • Рисование свечой «Морозный узор»
  • Рисование свечой «Метель» Консультация «Рисование пальчиками: зачем и как?»

Февраль 2022г.

  • Тампонирование «Снеговик»
  • Рисование пальчиками «Чей след»
  • Консультация для родителей «Зачем детям рисовать»
  • Опытно-экспериментальная деятельность по смешиванию красок

Март 2022г.

  • Рисование ладошками (Коллективная работа) «Букет тюльпанов»
  • Рисование методом тычка «Весеннее настроение»
  • Творческая выставка «Для мамы»
  • Мастер-класс для педагогов на базе ИРОСО «Штампование овощами»

Апрель 2022г.

  • Пластилинография «Цветущие деревья
  • Рисование крупами «Цветы»
  • Рисование ладошками «Осьминожки в «Островке»»
  • Семинар для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми»

Май 2022г.

  • Проведения мониторинга по изучению уровня развития творческих способностей.
  • Презентация проекта педагогам ДОО
  • Подведение итогов реализации проекта «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании».

Критерии оценивания проекта:

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает

  • формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета (например, здание: пол, крыша, стены, окна);
  • развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  • анализ продуктов детской деятельности;
  • выявление уровня творческого развития.

Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С.

Выводы:

Проект «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование потоком воздуха, вилкой, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

Стоит отметить, что проект был осуществлен с разными группами детей одного возраста (3-4 лет, в первый учебный год участниками проекта были дети пришедшие впервые в детский сад из семей, а во втором учебном году участвовали дети перешедшие со 2-й группы раннего возраста нашего детского сада, они и показали лучший результат, т. к. ранее с ними велась систематическая работа.

Литература:

  1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3-4 лет. – М., 2010.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
  4. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. — №18
  5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
  6. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
  7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Планирование, конспекты занятий, М. Творческий Центр. 2005г.
  8. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. — Москва, 2010 г.
  9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
  10. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
  11. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.
  12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
  13. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
  14. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
  15. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2011.
  16. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
  17. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год