Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании» |
ИЗО детям | |||
Автор: Елаева Елена Евгеньевна | |||
23.12.2021 18:12 | |||
Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании» Разработала: воспитатель второй младшей группы Елаева Елена Евгеньевна МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г.Саранск Длительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Целевая аудитория: младшая группа (дети 3-4 лет) Введение: От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Изобразительная деятельность один из важнейших видов деятельности ребёнка дошкольного возраста, в связи с тем, что впервые ребёнок получает не только эмоциональное удовлетворение, но и продуктивный результат. Вовремя созданные условия для появления, становления и совершенствования изо деятельности, благоприятствует тому, что она становится ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка. Рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка». (Н. А. Ветлугина) Бесспорно, изобразительную деятельность для детей считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло. Актуальность создания проекта: Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Малышей привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать, особенно детям 3-4 лет. Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычек жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поралона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование пескомпечать по трафарету, пластилинография, раздувание краски Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании». Проблема: В области развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий сенсорными эталонами, но не всем детям это дается легко. Данный проект поможет детям овладеть сенсорными средствами, нетрадиционными техническими приемами и способами рисования; позволит понять смысл различных ситуаций и выразить свое отношение к миру в художественной композиции. Цель: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
самореализацию. Ожидаемый результат:
Продукты деятельности: рисунки, выставки В основу данного проекта положены следующие идеи:
Пути решения проекта:
Подготовительно-проектировочный этап: (сентябрь-октябрь 2021г.) Цель: — изучить методическую литература по проблеме;
Основной этап: (ноябрь2021года – март 2022 года) Цель: — познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.
Завершающий этап: (апрель-май2022 года) Цель: — проведения мониторинга по изучению уровня развития творческих способностей.
Перспективный план работы по рисованию с использованием нетрадиционных техник: Сентябрь 2021г
Октябрь 2021г.
Ноябрь 2021г.
Декабрь 2021г.
Январь 2021г.
Февраль 2022г.
Март 2022г.
Апрель 2022г.
Май 2022г.
Критерии оценивания проекта: Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С. Выводы: Проект «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование потоком воздуха, вилкой, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. Стоит отметить, что проект был осуществлен с разными группами детей одного возраста (3-4 лет, в первый учебный год участниками проекта были дети пришедшие впервые в детский сад из семей, а во втором учебном году участвовали дети перешедшие со 2-й группы раннего возраста нашего детского сада, они и показали лучший результат, т. к. ранее с ними велась систематическая работа. Литература:
|