Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как развивать графомоторные навыки у детей с помощью нетрадиционной техники рисования на воде Эбру
ИЗО детям
Автор: Миронова Светлана Анатольевна   
15.02.2021 20:38

Как развивать графомоторные навыки у детей с помощью нетрадиционной техники рисования на воде ЭбруКак развивать графомоторные навыки у детей с помощью нетрадиционной техники рисования на воде Эбру

Светлана Анатольевна Миронова, воспитатель ГБОУ «Школа № 218», Москва

Развитие мелкой моторики у дошкольников – тема чрезвычайно важная, особенно, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающими определенные проблемы при дальнейшем поступлении в школу. Графо-моторный компонент во многом определяет возможности ребенка при обучении письму и косвенно – чтению, от него зависит формирование у человека хорошего почерка. Все это в дальнейшем служит базой и средством для эффективного школьного образования.

 

Скачать конспект

Основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму, которые выделяют специалисты, это нормализация мышечного тонуса, развитие двигательных функций руки и формирование графо-моторных навыков. Всем этим задачам в полной мере отвечает техника рисования на воде эбру, которую мы с ребятами из нашей группы осваивали в ходе цикла специальных занятий в рамках дополнительного дошкольного образования. Основной целью стало – формирование тонких, координированных движений рук детей, развитие пространственных представлений в процессе творчества. Данная техника способствует развитию плавности и точности движений, умения работать кистью, соизмеряя амплитуду, ритмичность, силу, скорость направление движения руки при рисовании.

Эбру – это древнее искусство рисования на воде, для которого используют специальные нерастворимые краски. В эбру используют только натуральные материалы: ручки кисти сделаны из древесины розового кустарника, а ворс – из конского волоса. Родиной эбру принято считать Восток. В переводе эбру – это облачный, волнообразный.

В этой технике есть неоспоримые преимущества:

  • не бывает отрицательных результатов;
  • даже самые неуверенные дети почувствуют уверенность;
  • эбру учит не бояться экспериментировать;
  • улучшает ориентировку на плоскости, тем самым способствуя формированию пространственных представлениий;
  • укрепляет мышечный тонус кистей рук;
  • развивает воображение и творческое начало

В ходе занятий дети знакомились с техникой эбру, ее историей, назначением, с иллюстрациями и расписанными в данной технике предметами. Ребята узнавали новые слова: гильгит, баталл (название фонов) и другие. Они учились видеть и выделять характерные элементы росписи фонов, а также обращали внимание на особенности техники – с какой выдумкой и фантазией изображены узоры, которые часто мы видим в окружающей природе: камни на море, капли дождя на стекле, облака на небе, космические пейзажи.

Одно из занятий мы провели в игровой форме, посвятив его теме «Космос» и «отправившись в полет», но не как пассажиры, а как ученые – космические физики. Детям была поставлена задача — рассмотреть солнечную систему, увидеть, что в ее центре находится звезда – Солнце, вокруг которой вращаются планеты, а затем изобразить все это с помощью техники эбру.

Непосредственно процесс происходит следующим образом. Перед ребенком ставится емкость (плоский лоток) со специальным раствором, а также краски, кисточка, деревянная палочка (у которой один кончик тупой, а другой – заостренный), специальная гребенка, вода, салфетки и бумага. Сначала берется палочка, тупым концом опускается в краску (в рамках темы «Космос» лучше синюю или черную), затем этой палочкой касаемся воды. Глубоко не опускаем, ждем, когда краска спустится на воду и получится круг. Моем палочку, вытираем. И опять набираем краску и опускаем на воду. На воде должно образоваться достаточное количество кругов.

Затем палочкой слева направо проводим по воде линии, тем самым разбивая все кружочки. Дальше берем маленькую пластмассовую гребеночку, и не отпуская глубоко, чуть касаясь поверхности воды, делаем движение – как будто причесываем воду.

Следующий этап – берем красную или желтую краску и в левом углу ставим точку. Точка увеличивается. Добавляем еще краску. Наше Солнце готово. Потом рисуем звезды. Набираем на острый кончик палочки немного краски и ставим в любое место. Поставили точку, следующий шаг вытягиваем из центра вверх, вниз, влево и вправо. Затем кладем бумагу на воду и рисунок отпечатывается на листе.

В целом наш проект был построен на игровых принципах. Использовался прием постепенного усложнения. Создавая узоры на воде, ребята учились держать линию, ограничивать свои движения, что необходимо при написании букв. В ходе реализации проекта дети учились не только рисовать на воде, но и пробовали использовать эбру как декоративно-прикладное искусство – окрашивали деревянные заготовки, ткань, новогодние игрушки.

На первых занятиях дети знакомились с правилами техники безопасности, материалами и осваивали основные приемы рисования. Затем были тематические занятия-импровизации, где ребятам была предоставлена полная свобода в выборе материалов и приемов рисования. В конце обучения дети знали основные цвета, понятие симметрии, соблюдали последовательность в работе, могли использовать разнообразные приемы рисования.

Впоследствии наши ребята участвовали в художественных выставках различного уровня, где многие из них заняли призовые места. Также проводились мастер-классы с родителями. Ведь эбру – это еще и отличный вид отдыха, который доставляет как детям, так и взрослым истинное удовольствие. Техника эбру – это замечательный способ оценить процесс, а не конечный результат.

Педагоги могут использовать технику эбру в работе с детьми. Она позволяет объединить игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. Эбру дает ребенку возможность творить и создавать свой собственный мир, где нет границ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год