Как развивать графомоторные навыки у детей с помощью нетрадиционной техники рисования на воде Эбру |
ИЗО детям | |||
Автор: Миронова Светлана Анатольевна | |||
15.02.2021 20:38 | |||
Как развивать графомоторные навыки у детей с помощью нетрадиционной техники рисования на воде Эбру Светлана Анатольевна Миронова, воспитатель ГБОУ «Школа № 218», Москва Развитие мелкой моторики у дошкольников – тема чрезвычайно важная, особенно, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающими определенные проблемы при дальнейшем поступлении в школу. Графо-моторный компонент во многом определяет возможности ребенка при обучении письму и косвенно – чтению, от него зависит формирование у человека хорошего почерка. Все это в дальнейшем служит базой и средством для эффективного школьного образования.
Основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму, которые выделяют специалисты, это нормализация мышечного тонуса, развитие двигательных функций руки и формирование графо-моторных навыков. Всем этим задачам в полной мере отвечает техника рисования на воде эбру, которую мы с ребятами из нашей группы осваивали в ходе цикла специальных занятий в рамках дополнительного дошкольного образования. Основной целью стало – формирование тонких, координированных движений рук детей, развитие пространственных представлений в процессе творчества. Данная техника способствует развитию плавности и точности движений, умения работать кистью, соизмеряя амплитуду, ритмичность, силу, скорость направление движения руки при рисовании. Эбру – это древнее искусство рисования на воде, для которого используют специальные нерастворимые краски. В эбру используют только натуральные материалы: ручки кисти сделаны из древесины розового кустарника, а ворс – из конского волоса. Родиной эбру принято считать Восток. В переводе эбру – это облачный, волнообразный. В этой технике есть неоспоримые преимущества:
В ходе занятий дети знакомились с техникой эбру, ее историей, назначением, с иллюстрациями и расписанными в данной технике предметами. Ребята узнавали новые слова: гильгит, баталл (название фонов) и другие. Они учились видеть и выделять характерные элементы росписи фонов, а также обращали внимание на особенности техники – с какой выдумкой и фантазией изображены узоры, которые часто мы видим в окружающей природе: камни на море, капли дождя на стекле, облака на небе, космические пейзажи. Одно из занятий мы провели в игровой форме, посвятив его теме «Космос» и «отправившись в полет», но не как пассажиры, а как ученые – космические физики. Детям была поставлена задача — рассмотреть солнечную систему, увидеть, что в ее центре находится звезда – Солнце, вокруг которой вращаются планеты, а затем изобразить все это с помощью техники эбру. Непосредственно процесс происходит следующим образом. Перед ребенком ставится емкость (плоский лоток) со специальным раствором, а также краски, кисточка, деревянная палочка (у которой один кончик тупой, а другой – заостренный), специальная гребенка, вода, салфетки и бумага. Сначала берется палочка, тупым концом опускается в краску (в рамках темы «Космос» лучше синюю или черную), затем этой палочкой касаемся воды. Глубоко не опускаем, ждем, когда краска спустится на воду и получится круг. Моем палочку, вытираем. И опять набираем краску и опускаем на воду. На воде должно образоваться достаточное количество кругов. Затем палочкой слева направо проводим по воде линии, тем самым разбивая все кружочки. Дальше берем маленькую пластмассовую гребеночку, и не отпуская глубоко, чуть касаясь поверхности воды, делаем движение – как будто причесываем воду. Следующий этап – берем красную или желтую краску и в левом углу ставим точку. Точка увеличивается. Добавляем еще краску. Наше Солнце готово. Потом рисуем звезды. Набираем на острый кончик палочки немного краски и ставим в любое место. Поставили точку, следующий шаг вытягиваем из центра вверх, вниз, влево и вправо. Затем кладем бумагу на воду и рисунок отпечатывается на листе. В целом наш проект был построен на игровых принципах. Использовался прием постепенного усложнения. Создавая узоры на воде, ребята учились держать линию, ограничивать свои движения, что необходимо при написании букв. В ходе реализации проекта дети учились не только рисовать на воде, но и пробовали использовать эбру как декоративно-прикладное искусство – окрашивали деревянные заготовки, ткань, новогодние игрушки. На первых занятиях дети знакомились с правилами техники безопасности, материалами и осваивали основные приемы рисования. Затем были тематические занятия-импровизации, где ребятам была предоставлена полная свобода в выборе материалов и приемов рисования. В конце обучения дети знали основные цвета, понятие симметрии, соблюдали последовательность в работе, могли использовать разнообразные приемы рисования. Впоследствии наши ребята участвовали в художественных выставках различного уровня, где многие из них заняли призовые места. Также проводились мастер-классы с родителями. Ведь эбру – это еще и отличный вид отдыха, который доставляет как детям, так и взрослым истинное удовольствие. Техника эбру – это замечательный способ оценить процесс, а не конечный результат. Педагоги могут использовать технику эбру в работе с детьми. Она позволяет объединить игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. Эбру дает ребенку возможность творить и создавать свой собственный мир, где нет границ.
|