«РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» |
ИЗО детям | |||
Автор: Колмакова Е.В. Волкова О.А. | |||
02.02.2021 06:29 | |||
«РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Составили:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с.Зудилово С.Зудилово, 2021г. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в рисунке. Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются привычными в педагогической практике дошкольных учреждений. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество, помогают вселить уверенность в себя, свои силы и умения, помогают более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Кроме этого, проведение занятия с использованием нетрадиционных техник:
Работа с использованием нетрадиционных техник должна вестись по принципу «от простого к сложному». Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобное занятие не только интересно для детей в саду, но и несёт большую пользу, так как способствует развитию у ребёнка творческого мышления и воображения. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываются возможности нестандартного мышления. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить более сложные техники:
А в старшем дошкольном возрасте ребятам можно предложить еще более трудные методы и техники:
Часть видов нетрадиционного рисования в детском саду
Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники- рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой. Всё что требуется от ребёнка- это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Рисование ладонями Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Раскрытая ладонь более всего напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша. Рисование ватными палочками Данный способ напоминает пальцеграфию, однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка- ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый. Если полностью раскрашивать изображение тычками, то получим эффект мозаики. Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы. Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой. Рисование сыпучими веществами Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок. Интереснее и красочнее использовать цветную крупу окрашенную пищевыми красителями или купить готовый цветной песок. Рисование мятой бумагой Для этого способа удобнее использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий. Таким способом можно нетрадиционного раскрашивания изображение. Например, сделать лохматого кота или пушистую сову. Рисование нитками Рисование нитью для дошкольников может быть немного сложным, поэтому рекомендуется проводить у старших групп. Для создания такого рисунка нужно приготовить нитки. Далее необходимо отрезать нить нужной длинны и хорошенько обмакнуть её в краску. Затем следует положить нить на бумагу, например петелькой, и потянуть её вниз. Для удобства можно использовать два листа бумаги, чтобы как следует прижать нитку с двух сторон. Ниткография- наиболее сложная техника для детей. Зато результат получается очень необычным, а процесс создания интересный и понравится не только детям, но и взрослым. Монотопия Это техника создания изображения с помощью отпечатка. Для детского сада подойдёт способ, когда лист бумаги складывается пополам и на одной стороне красками наносится изображение. Затем рисунок прижимают к другой половине листа, таким образом, получается симметричное изображение. Монотопия интересна тем. Что результат её может быть непредсказуем. Полученный рисунок всегда выходит уникальным. Рисование воском Парафиновую свечу можно заменить восковым мелком. Суть данной техники состоит в том, что с помощью мелка можно нарисовать какой-либо рисунок, который потом не закрасится акварельными красками и как бы проявится на поверхности. Если использовать мелок белого цвета, то можно изготовить секретный рисунок или записку, так как изображение на бумаге появится только после использования краски. Набрызг Создание изображения в данной технике заключается в разбрызгивании краски на бумагу. Для этого можно использовать зубную щетку или жёсткую кисть. Брызги в этом случае получаются мелкие и распределяются хаотичыно. Поэтому лучше использовать трафареты для получения русунка нужной формы. Кроме этого, с помощью набрызга можно заполнить фон будущего рисунка. Это может быть трава, звёздное небо, снегопад. Штампинг Эта техника довольно простая в реализации и подойдёт даже младшим детсадовским группам. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно: листья, овощи, фрукты, веточки. Из картофеля очень удобно вырезать штампы разнообразных форм. Также можно сделать штампы из поролоновой губки, пробки. Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду_ прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твёрдое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии. При работе с нетрадиционными техниками рисования необходимо формировать у детей связную речь. Для этого на занятии нужно использовать короткие потешки и песенки. Повторять их нужно хором, таким образом, развивается память, внимание, активизируется словарный запас. Например: Ёлочка, ёлочка Зелёная иголочка… Также необходимо проводить пальчиковую гимнастику до и во время занятия, чтобы дать возможность отдохнуть, переключить внимание. Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику рук, стимулируют речевую активность детей. Пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму и рисованию. Главная цель таких игр – переключение внимания, улучшение координации. Упражнения лучше всего проводить вместе: взрослый показывает, а ребёнок повторяет. Например: Мы писали, мы писали Наши пальчики устали… Успешный итог обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Выводы, сделанные в результате исследования: художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей, основное средство художественного развития детей. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего нравственного, трудового и умственного развития детей, выступает как эмоционально-насыщенная активизирующая все процессы (внимание, представления, воображение, мышление) деятельности. В процессе работы у детей совершенствуется наблюдательность, творческие способности, развивается зрительная координация, ориентирование в пространстве, глазомер, развивается мелкая моторика рук, координация движений, чувство цвета. Рисование – это радостный труд, к которому не надо принуждать, но важно заинтересовывать ребят, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть возможности ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение. Самое главное — не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность. Нетрадиционные материалы: пробки, листья деревьев, травы, целлофан, пластиковые штампы, печати, соломка, губка, пенопласт, тычок, зубочистки, ватные палочки, мыльные пузыри, поролон любопытны детям как игра с неизвестным. Дети вовлекаются в творческий процесс. Рисунок –прекрасная возможность для малыша проявить себя. В изобразительном творчестве ребёнок передаёт своё отношение к окружающему миру, делится страхами и отрицательными эмоциями, а может и передать чувство радости. Любая из представленных нетрадиционных техник- своеобразная игра ребёнка, позволяющая ощущать себя увереннее, смелее. Они развивают воображение, дают полную свободу самовыражению. Используемая литература:
|