Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ |
ИЗО детям | |||
Автор: Кветкина Елена Юрьевна | |||
08.11.2020 22:13 | |||
Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения. Автор: Кветкина Елена Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом, отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления, поэтому важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую различные педагогические технологии. Одна из актуальных для меня на сегодняшний день технология интегрированного обучения. Потребность в интеграции объясняется рядом причин:
Цель: дать обучающимся целостное представление об окружающем мире, средством комплексного изучение различных видов деятельности изобразительного искусства и межпредметных связей. Задачи:
Одним из средств достижения этих задач является необычность модели изостудии, разделенной на творческие зоны и позволяющей более рационально и с пользой использовать время занятия. Она дает возможность детям с разным уровнем подготовки углублять и расширять знания в изобразительном искусстве. Синтез искусств, способствует осознанному пониманию различий в видах и жанрах изобразительного искусства. У детей повышается интерес к работе механического характера, закрепляются навыки создания изображения и композиции. Описание опыта внедрения технологии. Педагогом дополнительного образования я работаю с 1997 года после прохождения обучающего курса на базе экспериментальной площадки МГГУ им. Шолохова в московском детском саду № 923. Именно там, под руководством доктора педагогических наук, профессора, автора многочисленных программ и методик по изобразительной деятельности Комаровой Т.С. я и освоила систему методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели студии в рамках интегрированной технологии. Свое практическое применение данный проект студии нашел в МБДОУ д/с № 32 города Красногорска, где я успешно применяю свои знания и опыт в течение 23 года, как педагог дополнительного образования от «Центра творчества». В целях качественного улучшения воспитательно – образовательного процесса в детском саду созданы комфортные условия для развития художественно — творческих способностей детей: реализован проект изостудии и разработана дополнительная общеобразовательная программа «Красочный мир детства» на основе типовых программ и методических рекомендаций. Она является модифицированной и адаптированной к конкретным условиям изостудии. Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей. Предлагаемая модель изостудии предусматривает занятия с детьми по подгруппам, где на 25 — 30 минутном занятии осуществляются различные задачи изобразительной деятельности. Программа предусматривает осуществление изобразительной деятельности детей в тесной взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, театрализацией, образным художественным словом, пластики. Традиционного деления учебного материала на рисунок, живопись, лепку и аппликацию — нет. Это объясняется ситуативной сменой желаний дошкольника и стремлением повысить творческий потенциал ребенка со средними способностями. Реализация программы может быть осуществлена при использовании специальных методов активизации детей – «изобразительного алгоритма» — способа создания композиции, предполагающего сочетание разных изобразительных действий на одном занятии. Дети в течение одного занятия сменяют виды деятельности и свободно передвигаются по ИЗО-студии. Согласно проекту студия делится на 9 творческих зон и занимает просторную комнату, а также прилегающие к ней помещения. (Приложение № 1) В прилегающих помещениях находятся экологическая и выставочная зоны. Творческие зоны ИЗО-студии:
Дети работают в одной из зон 5-10 минут, а затем самостоятельно или при помощи педагога перемещаются в другие. Они могут передвигаться по всей изостудии, тихо переговариваться, пользоваться различными материалами и оборудованием, они не сидят и не ждут своих товарищей по окончании работы, а самостоятельно выбирают род деятельности для свободного времени. В течение занятия звучит музыка специально подобранная по теме, например при росписи включаются народные наигрыши, при рисовании пейзажа – классическая музыка и т.д.. Занятие начинается с вводной части в информационно-эскизной зоне студии, где дети свободно размещаются на диване или вокруг педагога. Она может проводится как игра-драматизация или сюжетно-ролевая. Часто используются сюрпризные моменты. Все это мотивирует ребенка на творческий процесс. Рабочая часть занятия состоит из нескольких этапов и проходит в различных творческих зонах. Например, начинается в живописной зоне (рисуется фон), а затем переходим в аппликационную, где дети создают композицию. Или, наоборот, в аппликационной зоне — приклеивается какой-то элемент, а потом он дополняется графическим или живописным сюжетом. На каждом занятии, в каждой индивидуальной работе ребенка решаются задачи и отработки технических приемов, логической и эстетической завершенности, что позволяет использовать рисунок или поделку, как экспонат выставки. Часто дети своими руками создают коллективные художественные композиции, которые служат украшением учебных и игровых кабинетов дошкольного учреждения, а так же в различных общественных помещениях (детских поликлиниках, библиотеках). Образовательные задачи решаются эффективно и являются гармоничным сочетанием методик по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим предметным миром, обучению элементарных математическим представлениям, музыкальному образованию. Результативность применения системы методик изобразительного алгоритма в рамках технологии интегрированного обучения. В течение учебного года я провожу аттестацию освоения образовательной программы, которая состоит из: диагностического материала на начало и конец учебного года, оценку продуктов творческой деятельности, участие детей в выставках и конкурсах (Приложение № 2). Опыт работы по данной системе методик изобразительного алгоритма позволяет сделать выводы о результативности интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
Вывод: изобразительный алгоритм помогает широко обследовать натуру, вводить ее в сюжетное рисование. Этот метод помогает творчески мыслить и рассуждать вслух, активно включаться в деятельный процесс, оценивать работы сверстников, аргументировать свою оценку. Занятия по ИЗО, проводимые в условиях изостудии по методу изобразительного алгоритма, способствуют раскрепощению ребенка, формированию его как личности, способной иметь свое мнение и точку зрения. Благодаря, такой постановке занятия дети продолжительное время не чувствуют усталости, навыки усваиваются лучше и являются более глубокими. Используемая литература:
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2001. 8. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой. 9. Юдина Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия».
|