Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
ИЗО детям
Автор: Кветкина Елена Юрьевна   
08.11.2020 22:13

Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУМетодическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.

Автор: Кветкина Елена Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области

Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

 

Скачать конспект

Скачать материалы к конспекту

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом, отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления, поэтому важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую различные педагогические технологии. Одна из актуальных для меня на сегодняшний день технология интегрированного обучения.

Потребность в интеграции объясняется рядом причин:

  • форма проведения интегрированных занятий нестандартна и интересна, снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности;
  • усиливаются межпредметные связи, и за счет этого увеличивается познавательная активность детей, коммуникативные способности, развитие мышления, что в дальнейшем позволяет объективно видеть целостную картину мира;
  • интеграция дает возможность самореализации, самовыражения, творчества педагога и его воспитанников.

Цель: дать обучающимся целостное представление об окружающем мире, средством комплексного изучение различных видов деятельности изобразительного искусства и межпредметных связей.

Задачи:

  • научить воспитанников самостоятельно применять знания из разных дисциплин (основного и дополнительного образования) при решении новых проблемных задач в изобразительном искусстве;
  • способствовать формированию у детей целостной картины мира и познавательного интереса.
  • развивать воображение, мышление и творческую активность детей в изобразительной деятельности.

Одним из средств достижения этих задач является необычность модели изостудии, разделенной на творческие зоны и позволяющей более рационально и с пользой использовать время занятия. Она дает возможность детям с разным уровнем подготовки углублять и расширять знания в изобразительном искусстве.

Синтез искусств, способствует осознанному пониманию различий в видах и жанрах изобразительного искусства. У детей повышается интерес к работе механического характера, закрепляются навыки создания изображения и композиции.

Описание опыта внедрения технологии.

Педагогом дополнительного образования я работаю с 1997 года после прохождения обучающего курса на базе экспериментальной площадки МГГУ им. Шолохова в московском детском саду № 923.

Именно там, под руководством доктора педагогических наук, профессора, автора многочисленных программ и методик по изобразительной деятельности Комаровой Т.С. я и освоила систему методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели студии в рамках интегрированной технологии. Свое практическое применение данный проект студии нашел в МБДОУ д/с № 32 города Красногорска, где я успешно применяю свои знания и опыт в течение 23 года, как педагог дополнительного образования от «Центра творчества».

В целях качественного улучшения воспитательно – образовательного процесса в детском саду созданы комфортные условия для развития художественно — творческих способностей детей: реализован проект изостудии и разработана дополнительная общеобразовательная программа «Красочный мир детства» на основе типовых программ и методических рекомендаций. Она является модифицированной и адаптированной к конкретным условиям изостудии. Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Предлагаемая модель изостудии предусматривает занятия с детьми по подгруппам, где на 25 — 30 минутном занятии осуществляются различные задачи изобразительной деятельности.

Программа предусматривает осуществление изобразительной деятельности детей в тесной взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, театрализацией, образным художественным словом, пластики.

Традиционного деления учебного материала на рисунок, живопись, лепку и аппликацию — нет. Это объясняется ситуативной сменой желаний дошкольника и стремлением повысить творческий потенциал ребенка со средними способностями. Реализация программы может быть осуществлена при использовании специальных методов активизации детей – «изобразительного алгоритма» — способа создания композиции, предполагающего сочетание разных изобразительных действий на одном занятии. Дети в течение одного занятия сменяют виды деятельности и свободно передвигаются по ИЗО-студии. Согласно проекту студия делится на 9 творческих зон и занимает просторную комнату, а также прилегающие к ней помещения. (Приложение № 1) В прилегающих помещениях находятся экологическая и выставочная зоны.

Творческие зоны ИЗО-студии:

  • Информационно – эскизная. Это место, где дети располагаются на диване или вокруг стола педагога. Рядом размещены: мольберт, школьная доска для показа и отработки незнакомых формообразующих движений и закрепление новых приемов рисования, импровизации или перевода предметного изображения в сюжетное (рисование пальцем в воздухе или мелом на доске). Здесь же дети получают различную информацию об окружающем мире, предметах, форме, цвету, жанрах живописи. Рассматривают репродукции картин и наглядные материалы по темам, а так же идет показ создания композиции.
  • Живописно – графическая. Эта творческая зона представлена в виде сдвинутых столов в форме овала (так педагогу легче передвигаться и контролировать творческий процесс). На рабочем месте постоянно присутствует набор кистей, фломастеров, цветных карандашей и краски гуашевые и акварельные, подставки для кистей, по мере необходимости добавляются сангина, уголь, масляная и обычная пастель, восковые мелки, тушь, гелевые ручки, тычки и штампы, поролоновые спонжи. За этими столами выполняется графическое или живописное изображение.
  • Аппликационная. Здесь также сдвинуты столы в овал, на которых постоянно лежит набор фломастеров, маркеров, ножницы, клеенки и салфетки для клея, тарелочки под клей и подносы для обрезков бумаги. Дети делают аппликацию из бумаги, картона, ткани.
  • Зона свободного творчества. На отдельных столах расположены раскраски, обычная белая бумага, бумага для аппликации и оригами, клей-карандаши, набор кистей, фломастеров, цветных карандашей, ножницы и все для аппликации, шаблоны и трафареты. Ребенок, закончивший работу раньше остальных детей, может выбрать себе занятие по вкусу.
  • Экологическая. В этой зоне располагается два аквариума с черепашками и рыбками, много цветов. Декоративное оформление стен помогает ребенку окунуться в мир природы. Дети могут наблюдать за флорой и фауной ЭКО-зоны. А также там может происходить начало занятия или его окончание.
  • Игровая. В игровую зону входят: мягкие игрушки, настольные и дидактические игры (по ИЗО). Эта зона создает комфортные условия для отдыха ребенка.
  • Литературная зона представлена наличием детских книг известных писателей, сказок, а также авторские книги детей, созданные за длительный период существования изостудии. Ребенок может взять самостоятельно книгу почитать или рассмотреть иллюстрацию. Также эта зона может становиться частью занятия.
  • Зона декоративно — прикладного искусства. Здесь расположены подлинные предметы русских народных промыслов и работы, выполненные детьми. Подлинники используются как наглядный материал, а детские работы как выставочный.
  • Выставочная зона находится в коридоре, в фойе детского сада, музыкальном зале. Здесь проходят выставки: тематические, по жанрам живописи, по временам года. К изостудии прилегает мини –Третьяковская галерея, где собраны репродукции русских художников. В ней проходят беседы, ознакомление с творчеством и обучение рассказыванию по картине.

Дети работают в одной из зон 5-10 минут, а затем самостоятельно или при помощи педагога перемещаются в другие. Они могут передвигаться по всей изостудии, тихо переговариваться, пользоваться различными материалами и оборудованием, они не сидят и не ждут своих товарищей по окончании работы, а самостоятельно выбирают род деятельности для свободного времени. В течение занятия звучит музыка специально подобранная по теме, например при росписи включаются народные наигрыши, при рисовании пейзажа – классическая музыка и т.д..

Занятие начинается с вводной части в информационно-эскизной зоне студии, где дети свободно размещаются на диване или вокруг педагога. Она может проводится как игра-драматизация или сюжетно-ролевая. Часто используются сюрпризные моменты. Все это мотивирует ребенка на творческий процесс.

Рабочая часть занятия состоит из нескольких этапов и проходит в различных творческих зонах. Например, начинается в живописной зоне (рисуется фон), а затем переходим в аппликационную, где дети создают композицию. Или, наоборот, в аппликационной зоне — приклеивается какой-то элемент, а потом он дополняется графическим или живописным сюжетом.

На каждом занятии, в каждой индивидуальной работе ребенка решаются задачи и отработки технических приемов, логической и эстетической завершенности, что позволяет использовать рисунок или поделку, как экспонат выставки. Часто дети своими руками создают коллективные художественные композиции, которые служат украшением учебных и игровых кабинетов дошкольного учреждения, а так же в различных общественных помещениях (детских поликлиниках, библиотеках).

Образовательные задачи решаются эффективно и являются гармоничным сочетанием методик по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим предметным миром, обучению элементарных математическим представлениям, музыкальному образованию.

Результативность применения системы методик изобразительного алгоритма в рамках технологии интегрированного обучения.

В течение учебного года я провожу аттестацию освоения образовательной программы, которая состоит из: диагностического материала на начало и конец учебного года, оценку продуктов творческой деятельности, участие детей в выставках и конкурсах (Приложение № 2).

Опыт работы по данной системе методик изобразительного алгоритма позволяет сделать выводы о результативности интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:

  • формирует комплексный подход к различным предметам по программе;
  • повышает качество знаний и умений воспитанников;
  • расширяет кругозор детей, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.

Вывод: изобразительный алгоритм помогает широко обследовать натуру, вводить ее в сюжетное рисование. Этот метод помогает творчески мыслить и рассуждать вслух, активно включаться в деятельный процесс, оценивать работы сверстников, аргументировать свою оценку. Занятия по ИЗО, проводимые в условиях изостудии по методу изобразительного алгоритма, способствуют раскрепощению ребенка, формированию его как личности, способной иметь свое мнение и точку зрения. Благодаря, такой постановке занятия дети продолжительное время не чувствуют усталости, навыки усваиваются лучше и являются более глубокими.

Используемая литература:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998. – 256с.
  3. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  7. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2001.

8. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.

9. Юдина Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год