Рисуем — познаем и развиваемся |
ИЗО детям | |||
Автор: Егорова Лилия Владимировна | |||
22.03.2016 22:11 | |||
Рисуем — познаем и развиваемся Егорова Лилия Владимировна, педагог дополнительного образования МБДОУ «Д/с ОВ № 99» муниципального образования города Братска Иркутской области «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Э.Успенский. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и поэтому дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей детей.
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, но практически всегда связано с изобразительной деятельностью. Поэтому лепка, рисование, аппликация – виды изобразительной деятельности. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер необходимо разнообразить материалы и технику изображения. Например, весенние, осенние, летние пейзажи можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а также с помощью природного материала или кусочков материи, разных видов круп, листьев… Без необходимого материала нельзя ждать от ребёнка качественных результатов творческой работы, развития интереса к занятиям. На занятиях по изобразительной деятельности мы используем гуашь, акварель, пастель, уголь, сангину, фломастеры, мелки, цветные карандаши, тушь, гелевые ручки, перо. Однако в настоящее время все больше появляются новые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения. Не всем детям дано овладеть кистью или карандашом, поэтому надо дать возможность детям выбрать свою технологию близкую по духу. А чтобы помочь ребёнку необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Каждый ребёнок рисует по-своему, передаёт своё умение, своё отношение к образу. На сегодняшний день дети умеют рисовать по мокрой бумаге с солью, размывать краски под плёнкой, рисовать ниткой, делать оттиск, рисовать скотчем, создавать рисунок с помощью манной крупы, рисовать на ткани… Так, например, на занятии по рисованию божьей коровки дети надували цветные мыльные пузыри и наносили их на бумагу, после того, как пузыри высохнут, они дорисовывали божьей коровке головку, усики, лапки, ставили точки на спинке ватной палочкой. А затем рисовали вокруг цветы, травинки. Также детям нравится проступающий рисунок, когда сначала рисуют восковыми мелками, а затем тонируют весь лист – и рисунок проявляется на бумаге. Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью наряду с гуашью. Способ работы по сырому, когда мягко растекающая краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать какие из них позволяют добиться большей выразительности. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, и поэтому мы включаем нетрадиционные техники рисования. Они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинство таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений. Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Также важным условием является создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлечённости, чтобы каждый ребёнок сумел познать «радость успеха». В. Л. Сухомлинский говорил: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, наслаждаются этой красотой». В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства, помогает постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведущим на занятиях является игровой метод, так как игровое взаимодействие дошкольников способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей, поэтому обязательно должны быть включены дидактические игры. Они могут быть использованы как на занятиях, так и в свободной деятельности. Так как ребёнок, ещё, и ещё раз проигрывает ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Игры, направленные на развитие восприятия «Цвет, форма, величина», на развитие воображения «Дорисуй», «Чего не хватает», «Соедини по точкам», подбор оттенков от более светлого к более тёмному цвету «Рисуем море», холодные, тёплые тона «Собери гусеницу». При выполнении заданий детям можно оказывать разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа со взрослым. Но так или иначе общение должно строиться таким образом, чтобы ребёнок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со взрослым творчества. А это может быть выставка детских работ. Научившись качественно воспроизводить увиденное, и применив к основным приёмам определённого вида творчества, дети могут приступить к созданию собственного произведения искусства. «Все дети любят рисовать Всё нарисуют! Валентин Берестов Список литературы:
|