«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста». |
ИЗО детям | |||
Автор: Ламбарян Гермине Ананияевна | |||
31.01.2016 23:07 | |||
«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22, п. Степной Воспитатель: Ламбарян Г.А. 2015 год СОДЕРЖАНИЕ
”Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения. в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему свою считаю актуальной. Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета ( «Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования ( «Два весёлых гуся», «Солнышко»). С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку». Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик» Мы пользуемся техникой «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята». Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Кляксография: Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Тычок жесткой полусухой кистью: Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками: Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой: Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Оттиск смятой бумагой: Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель: Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель: Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Точечный рисунок: Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. Набрызг: Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев: Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию. Метод волшебного рисунка: Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества. Метод ниткографии: Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной — совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию. Рисование на мокрой бумаге: До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги. Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе. Тема: «Волшебный дождик» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками);
Материалы: Лист бумаги голубого или серого цвета с нарисованными тучками разной величины, гуашь в плоских мисочках, вода, губки, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы; аудио запись «Дождь» Ход занятия: Воспитатель: — я, загадаю вам загадку, вы попробуйте отгадать. Если плачу не беда, Вместо слез течет вода. Я такой плакучий Из-за серой тучи. (дождик) Ребята, а что же это у нас шумит? Дети:. Дождь идет. Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается) Ребята, а вы знаете откуда берется дождик? Дети: С неба капает. Из тучки берется. Правильно, из тучки. Приглашаю вас к столам. Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки Маша скажи, пожалуйста, что у нас на подносе?. Маша: Губки. Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка? Дети: На тучку. Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет? (Дети берут губку-тучку и сжимают в руке). Почему не идет водичка? Дети: Нет в нем водички, губка сухая. Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоит стаканчик с водой. Возьмите стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку? Дети: Начнет капать вода. А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. (Дети проверяют свои предположения опытным путем). Физкультминутка: Раз, два, три, четыре, пять, (дети пересчитывают пальчики на обеих руках и сжимают их в кулачки) На экране мультимедиа показывают картинки идущего дождя. Ребята давайте нарисуем дождик. Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком белый или серый альбомный лист с нарисованными на нем тучками. Ребята предлагаю вам нарисовать дождик пальчиками (нетрадиционный метод рисования). Во время работы похвала детей. Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы! Ребята давайте поиграем в игру «Дождик — солнце». Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе. Тема: “Желтый одуванчик” Цель: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, модель одуванчика и пчелок по количеству детей, салфетки. Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке, Ход занятия Ребята, наступило прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Какие цветы распускаются первыми? Дети: Одуванчики. Я расскажу вам красивый стих. Уронило солнце Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце? Такой же круглый и желтый. Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок) Слышите, кто-то жужжит. Кто это? Модница крылатая, платье полосатое! Ростом хоть кроха, укусит будет плохо! Дети: Пчелка. Здравствуй, пчелка! Как тебя зовут? — Майя. Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. (вносит пчелок) Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так цветочного нектара. Где нам его взять? Дети: Нарисовать. Чем мы будем рисовать? — у нас нет кистей. Дети: (затрудняются ответить) Не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик- кисточку своя краска. А теперь я вас научу рисовать пальчиками-кисточками. Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку., а потом вокруг нее много точек по кругу. (сопровождает объяснение примерным показом) Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать? Дети: Стебелек и листочек. Их можно нарисовать прямыми линиями. Кто хочет показать? (ребенок рисует на образце) Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики для каждой пчелки. Дети рисуют. Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе — получился золотой лужок. Наши пчелки сядут на него, и будут пить сладкий нектар! Все ребята постарались, пчелки очень довольны. Молодцы! Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе. Тема: «Цыплёнок». Цель: Закреплять умение правильно держать кисть, тычку из поролона, пользоваться краской, быть аккуратным при работе с ни. Развивать эмоциональный отклик на образ. Материалы: Настольный театр по сказке «Курочка Ряба»; мягкая игрушка – цыплёнок; жёлтая краска, кисти, тычки из поролона. 1/2 альбомного листа, силуэты курицы (на каждого ребёнка). Ход занятия. Воспитатель (обращаясь к детям): - Я расскажу вам сказку «Курочка Ряба», а вы мне помогайте. (Рассказ сопровождается показом настольного театра). Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба, снесла курочка яичко, оно упало и разбилось. …И вдруг там, где оно упало и разбилось, появилось настоящее чудо – золотое и пушистое. Как вы думаете, что это за чудо? (Цыплёнок). Показывает цыплёнка. - Какого оно цвета? (Жёлтого). - На какую фигуру похоже его тело? (На круг). - А голова? (Тоже на круг, только маленький). Видите, какой жёлтый, круглый цыплёнок появился у Курочки Рябы. Она очень ему обрадовалась и пошла с ним, гулять. Всё шло хорошо, пока цыплёнок не потерялся. Надо помочь курице найти цыплёнка. Как? Давайте его нарисуем. Показ. - Сначала посмотрите, как я буду это делать. Цыплёнок жёлтый, поэтому я тычки из поролона макаю в жёлтую краску и рисую сначала его тело – большой круг, потом голову – круг поменьше, потом кисточкой клюв и лапки. Смотрите, как курица обрадовалась своему цыплёнку. Помогите и вы своей курице найти потерявшегося цыплёнка. Дети рисуют. Игра «Лиса и куры». Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе Тема: «Здравствуй солнышко». Цель: Учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца – главной приметы весны, а так же приемы рисования ладонью, тем самым развивая моторику руки, творческие способности, сенсорное восприятие. Помочь детям понять художественный образ солнца, просыпающегося ото сна, а также активизировать словарь по данной теме. Материалы: подносы с крупой, гуашь разных цветов, ватман с изображением солнца, таз с теплой водой. Ход занятия: - Дети, какое сейчас время года? (весна) Ожила вокруг природа, Загадка: Светит, сверкает Всех согревает (солнышко) Воспитатель выставляет картинку с изображением солнышка. - Ребята, а на что похоже солнышко? -А можно сказать, что солнышко похоже на цветок? Чем оно похоже на цветок? А какое оно солнышко? Можно сказать, что оно лучистое? Почему? Если бы вы стали рисовали солнышко, с чего бы вы начали? Одновременно воспитатель ведёт беседу с детьми и рисует пальчиком на крупе солнышко. После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у вас будет еще светлее. Дети берут подносы с крупой и рисуют пальчиком солнышко - Какие замечательные солнышки у нас получились! Давайте мы с ними немного поиграем. Игра «Солнышко и дождик» - Ребятки, давайте, чтобы всем-всем было тепло и радостно, мы с вами нарисуем большое солнышко. Вот у меня на ватмане нарисовано что? (солнышко) - Ребята, а чего у солнышка нет? (лучиков) - Правильно ребята, лучиков. Сейчас мы с вами их нарисуем. На столе у вас стоят тарелочки с краской и губки, каждый возьмёт губку и обмакнёт её в краску, а затем намажет краской ладошку. Намазанной ладошкой будем рисовать отпечатки это и будут наши лучики у солнышка. Рисовать будем по очереди друг за другом, ток чтобы у нас получились разноцветные лучики. После того как нарисовали, моем руки в тазике и садимся на стульчики. Любуемся солнышком - вот какое солнышко красивое у нас получилось. - Здравствуй, здравствуй солнышко! Потешки Водичка-водичка, Чтобы девочка была Солнышко, солнышко, Чтоб денек чуть- чуть был дольше, Тёплый дождик моросит, Скачет зайка по дорожке, Раз, два, три, четыре, пять, Уронило солнце У него чудесный Тик-так, тик-так, Тары- бары- растарбары, Кренделёчки, крендельки, Чик — чирик, чик — чирик, Майский жук жужжит, летает, У курицы-наседки, Загадки Мордочка усатая, шубка полосатая, Гладишь — ласкается, Зубовато, серовато, Длинное хвостище, Без пути и без дороги Он идет, а мы бежим, Рыжий Егорка Осень в гости к нам пришла В шубе летом, Нам в дождь и зной Консультация для родителей Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Нетрадиционно — не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
Задачи:
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов. Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество. Творческий процесс — это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок. Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты; рисование – один из методов общения ребенка. Неоднократно замечала, что в процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Используя новые и довольно интересные педагогические технологии, я стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а стараюсь дать им возможность само выразиться, реализовать свой творческий потенциал. Эти требованиям соответствуют нетрадиционным способам рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования. Нетрадиционное рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами. На сегодня нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Список литературы.
|