Конспект интегрированного занятия познавательное + художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе «Берегиня» (по мотивам каргопольской игрушки) |
ИЗО детям | |||
Автор: Замотаева Анастасия Владимировна | |||
18.02.2015 00:06 | |||
Конспект интегрированного занятия познавательное + художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе «Берегиня» (по мотивам каргопольской игрушки) Автор-составитель: Замотаева А.В., воспитатель МДОУ «Детский сад №43» Цель: познакомить детей с каргопольской игрушкой «Берегиня». Задачи: продолжать знакомить детей с народным промыслом русских ремесленников; учить самостоятельно составлять композицию, используя элементы каргопольской росписи; совершенствовать умение рисовать концом тонкой кисти; развивать самостоятельность в выборе цветовой гаммы орнамента; воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам. Методы: рассматривание картинок, беседа «Тайна каргопольской росписи», рассматривание каргопольской росписи, рассказ воспитателя «Берегиня», физминутка, работа детей, итог. Материал: картинки с изображением предметов народного промысла, элементов каргопольской росписи, глиняная игрушка Берегиня; готовые силуэты Берегини, гуашь, тонкие кисти, вода, палитра, салфетки. ОО «Познавательное развитие»: пополнить знания детей о русском народном творчестве. ОО «Речевое развитие»: пополнить словарный запас. ОО «Художественно-эстетическое»: совершенствовать навыки изобразительного творчества. ОО «Физическое развитие»: развивать моторику рук. Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, игрушек, посуды и т.д. русского народного промысла; рисование орнаментов, вылепливание игрушек, посуды по мотивам народного промысла, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Изготовили силуэты «Берегини» на каждого. Словарная работа: Берегиня, богиня. Ход занятия
Воспитатель: Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в качестве сувенира русскую народную игрушку. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами. А все игрушки, посуда, подносы раскрашивали мастера красивой, необыкновенной росписью. Давайте вспомним виды русской народной росписи. Воспитатель показывает картинки с изображением предметов с народной росписью. Дети: Хохлома, гжель, городецкая, дымковская роспись. Воспитатель: Правильно и ещё много других росписей.
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с каргопольским орнаментом. Мы будем украшать им славянскую богиню, которую звали Берегиней. Беседа «Тайна каргопольской росписи». До такого как люди научились писать, они рисовали различные знаки-образы: птиц, животных, людей, растений. Эти знаки рассказывали обо всём, что окружало человека. После изобретения письменности, люди продолжают рисовать эти знаки на посуде, мебели, игрушках. Воспитатель показывает детям элементы каргопольской росписи: знаки солнца, земли, воды. Символика цвета: белый – чистота, правда, доброта; жёлтый – солнце, свет, радость; красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава; зелёный – жизнь; синий – небо; чёрный – земля. Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области вокруг города Каргополя. Летом они работали в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта красной глины. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку Берегиню. Рассказ воспитателя «Берегиня»: «Берегиня – это одна из главных славянских богинь, берегущая, оберегающая. Она часто изображалась в глиняной игрушке. Этот образ женщины оберегал «Мать - сырую землю» и солнце. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, охраняя от бед. На голове у Берегини одета красная шляпа – символ солнца, а на руках она держит птичек, которые просят солнышко дать побольше света и тепла. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье». Воспитатель предлагает самим украсить готовый силуэт Берегини каргопольским орнаментом. Воспитатель: Сначала перед работой давайте разомнёмся. Физминутка. Дети встали в круг. Руки в стороны Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук-тук, тук-тук-тук! Сделаем большой круг.
Дети садятся за свои места. Воспитатель напоминает о том, как нужно сидеть во время работы, как нужно держать кисть, как правильно рисовать концом кисти. Во время самостоятельной работы воспитатель помогает детям по мере необходимости.
По окончании рисования дети выставляют свои работы на доске. Рассматривают и определяют какая работа самая аккуратная, оригинальная, красочная. Чей орнамент самый интересный. Воспитатель: Молодцы, дети! Я думаю, что мой гость будет очень даволен.
|