Опыт работы "Архитектурная школа папы Карло" |
ИЗО детям | |||
Автор: Юдина Людмила Иосиповна | |||
04.12.2014 22:59 | |||
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА ПАПЫ КАРЛО» Давным-давно, когда еще не было энциклопедии, в которой писали про архитектуру и архитекторов, наши предки научились строить дома. С этого всё и началось. А знаете, какие были у человека самые первые дома? Пещеры и шалаши. Кто строил пещеры? Совершенно верно, природа, а вот шалаш – дело рук человека и, может быть, первобытного архитектора.
Чтобы поступить в архитектурную школу имени папы Карло, детям надо пройти испытание. Нужно запомнить названия-пароли всех деталей строительного набора геометрических тел, которые вырезал папа Карло из нового полена. Раньше взрослые думали, что такое дело детям по зубам, и шифровали настоящие, правильные названия другими, тоже вполне подходящими словами. Например: кубик, кирпичик, брусочек. Но теперь, когда сам господин Компьютер захаживает в детскую и слагает колыбельные песенки, продолжать скрывать истину по меньшей степени странно. Нечего и сомневаться, что такое испытание для поступления в нашу архитектурную школу, школу конструирования, детям вполне по силам. Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. АКТУАЛЬНОСТЬ На занятиях в архитектурной школе осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. Занятия в кружке развивают планирующую мыслительную деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.); дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди,ближе и т.д.). Деятельность детей в данном кружке является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная деятельность детей на занятиях кружка (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей. Архитектурная школа Цель: ознакомление дошкольников с доступным по возрасту видом художественного труда (конструирование из строительного материала, художественное конструирование на фоновых полях, конструирование из природного и бросового материала) и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Задачи программы: Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы со строительными деталями, с лекалами, со схемами, природным и бросовым материалом. Развивающая. Развивать творческую активность, фантазию, глазомер. Воспитательная. Развитие познавательных способностей. Формировать положительное восприятие мира. Интерес к ручному труду. На занятиях кружка у детей формируются навыки учебной деятельности: · внимательно слушать объяснение воспитателя; · действовать по предложенному плану; · самостоятельно выполнять поставленную задачу; · правильно оценивать результат своей деятельности и работы сверстников. Продолжительность реализации программы Программа рассчитана на 4 года. Предусматривает 4 этапа работы: 1 этап с детьми 3-4 лет 2 этап с детьми 4-5 лет 3 этап с детьми 5-6 лет 4 этап с детьми 6-7 лет Режим занятия В кружке занимается 12 человек, каждый ребенок занимается 1 раз в неделю: 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней группе; 25 минут в старшей группе; 30 минут в подготовительной группе. В зависимости от сложности темы занятия в кружке занимается по 6 человек в 2 подгруппы. В течение занятия обязательно провожу пальчиковую гимнастику, физминутки для снятия мышечного и зрительного напряжения. Методы и приемы В кружковой работе широко используют разные виды конструирования, разнообразные методы и приемы обучения. Практические методы обучения: · упражнения; · моделирование (лекалы, схемы); · игровой метод. Словесные методы и приемы: · объяснение; · пояснение; · обсуждение; · педагогическая оценка; · рассказ воспитателем; · рассказы детей; · беседы. Наглядные методы: · наблюдение; · рассматривание готовых схем, построек, поделок на занятиях кружка, на выставках; · показ образца; · показ способа. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя мне донести детям знания, помочь им освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление и творческое воображение. Результаты работы. В результате проведенной работы кружка дети овладели определенными знаниями, умениями, навыками, осознали свои способности, у детей сформировались общетрудовые и специальные умения, способы самоконтроля. Дети владеют: · элементарными трудовыми умениями при работе с природным и бросовым материалом, тканью, простейшими инструментами ( ножницами, линейками, лекалами); · знают и выполняют правила безопасности пользовании ножницами; · умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; · выполнять чертеж по линейке; · конструировать по собственному замыслу, по готовому образцу; · преобразовывать конструкции в высоту, в длину, в ширину; · овладение действиями построения выразительных сюжетных композиций по теме; · владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: - бережное отношение с инструментами; - поддержание порядка на рабочем месте; · используют ручные умения в повседневной жизни детского сада (изготовление подарков), проявляя при этом творчество и фантазию; · проявляют индивидуальные творческие способности при оформлении поделок из бросового материала, создавая композиции на фоновых полях; · полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали. Формы проведения итогов реализации программы · передвижные выставки детских работ в образовательном учреждении4 · участие в конкурсе в рамках проекта «Оленегорск - молодым»; · участие в конкурсе рукописной книги в рамках городской экологической недели; · для презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам): - в спортивный уголок изготовлен инвентарь; - резные вазочки для салфеток; - макет детского сада; - игрушки на городскую елку; · ежегодный творческий отчет на заседании педагогического совета; · систематизация работы (предоставления опыта работы). Дидактический материал и техническое оснащение занятия: · набор строительных деталей для каждого ребенка; · образцы схем и чертежей; · лекала, карандаши; · мелкие игрушки для обыгрывания построек; · природный и бросовый материал; · ножницы, клей, цветная бумага; · набор фоновых полей (фланелеграф); · детали различных форм для художественного конструирования.
|