Кружок по нетрадиционной техники рисования в младшей группе: «Весёлая акварелька»
Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017
Условия конкурса: http://doshkolnik.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html
(срок реализации 1 год) Возраст детей с 3 до 4 лет
Руководитель: Лазарева Наталья Евгеньевна, воспитатель МДОАУ ДС №35 Благовещенск 2014 - 2015
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 15 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Перспективный план кружковой работы.
Тема занятия
|
Нетрадиционные техники
|
Задачи
|
Материал
|
октябрь
|
1.
«Мой любимый дождик»
|
Рисование пальчиками
|
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
|
Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
|
2.
«Весёлые мухоморы»
(1 занятие)
|
Рисование пальчиками
|
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.
|
Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.
|
3.
«Весёлые мухоморы»
(2 занятие)
|
Рисование пальчиками
|
Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)
|
С предыдущего занятию + сухие листья.
|
4.
«Опята - дружные ребята»
(рисование грибочков)
|
Рисование пальчиками
|
Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая
|
5.
«Жёлтые листья летят».
|
Рисование ладошками.
|
Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.
|
6.
«Осеннее дерево» (коллективная работа).
|
Рисование ладошками
|
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.
|
Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.
|
7.
«Осень вновь пришла»
|
Рисование пальчиками, оттиск поролоном.
|
Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная.
|
8.
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»
|
Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками
|
Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая.
|
ноябрь
|
1.
«Птички клюют ягоды».
|
Рисование пальчиками.
|
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
|
1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.
|
2.
«Свитер для друзей».
|
Рисование ладошкой и пальчиками.
|
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить
составлять элементарный узор.
|
Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.
|
3.
«Солнышко»
|
Рисование ладошками.
|
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
|
Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.
|
4.
«Ягоды на тарелочке».
|
Рисование пальчиками.
|
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
|
Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.
|
5.
«Букет из осенних листьев».
|
Печатание листьями
|
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.
|
Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.
|
6.
«Рябинка» (1-е занятие)
|
Рисование пальчиками
|
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
|
Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины.
|
7.
«Рябинка» (2-е занятие)
|
Скатывание бумаги
|
Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции.
|
Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины.
|
8.
«Мы рисуем, что хотим».
|
Разные
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
|
Все имеющееся в наличии.
|
декабрь
|
1.
«Виноград»
|
Рисование пальчиками.
|
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию
|
Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.
|
2.
«Зайчик»
|
Рисование пальчиками.
|
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
|
Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета.
|
3.
«Лес»
|
Рисование пальчиками
|
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
|
Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.
|
4.
«Красивые цветы»
|
Рисование ладошками.
|
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
|
Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.
|
5.
«В гостях у жирафа»
|
Рисование пальчиками
|
Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
|
Картон, изображение жирафа, гуашь
|
6.
«Снежные комочки»
|
Рисование тычком жёсткой кистью
|
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.
|
7.
«Птицы клюют ягоды»
|
Рисование пальчиками, оттиск пробкой
|
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки
|
8.
«Маленькой ёлочке холодно зимой».
|
Рисование пальчиками
|
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.
|
Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.
|
январь
|
1. «Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа)
|
Рисование техникой тычкования
|
Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
|
Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая
|
2.
«Вишнёвый компот»
|
оттиск пробкой
|
Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
|
силуэте банки, красная гуашь
|
3.
«Шарики воздушные, ветерку послушные...»
|
Разные
|
Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета.
|
4.
«Украшение чайного сервиза»
|
Оттиск печатками
|
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
|
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды
|
5.
«Мои рукавички»
|
оттиск пробкой
|
Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
|
Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета
|
6.
«Маленькой ёлочке холодно зимой...»
|
Разные
|
Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).
|
Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая
|
февраль
|
1.
«Красивая салфеточка».
|
Рисование пальчиками.
|
Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.
|
Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов.
|
2.
«Весёлый снеговик»
|
Рисование пальчиками.
|
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
|
Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.
|
3.
«Снег кружится».
|
Рисование пальчиками.
|
Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.
|
Листы голубой бумаги.
|
4.
«Снежинки».
|
Свеча + акварель
|
Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.
|
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
|
5.
«Цветочек для папы».
|
Рисование ладошкой.
|
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
|
Ватман, гуашь разных цветов.
|
6.
«Кораблик для папы» (занятие 1-е).
|
Скатывание бумаги
|
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.
|
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки
|
7.
«Кораблик для папы» (занятие 2-е).
|
Скатывание бумаги
|
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность
|
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки
|
8.
«Елочка»
|
Восковые мелки + акварель
|
Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность.
|
Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
|
март
|
1.
«Цветы для мамы»
|
Рисование ладошками, пальчиками, печатками.
|
Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.
|
Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.
|
2.
«Цветы для мамы» (продолжение).
|
Рисование ладошками, пальчиками, печатками.
|
Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность
|
Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.
|
3.
«Волшебные картинки».
|
Рисование ладошкой.
|
Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.
|
Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь разных цветов.
|
4.
«Весёлый осьминог».
|
Рисование ладошками.
|
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
|
Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.
|
5.
«Бабочка»
|
Рисование ватными пальчиками, тампонирование
|
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.
|
Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.
|
6.
«Мое любимое животное»
|
тычок
|
Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное
|
Готовые формы животных
|
7.
«Божьи коровки на лужайке».
|
Рисование пальчиками.
|
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).
|
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.
|
8.
«Нарядные матрешки»
|
Оттиск печатками
|
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
|
Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки
|
апрель
|
1.
«Петушок-золотой гребешок»
(коллективная работа)
|
техника бумагопластики
|
Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).
|
Силуэт петушка, клей, салфетки
|
2.
«Два жадных медвежонка»
|
Оттиск смятой бумагой, ватные палочки.
|
Учит рисовать животных
|
Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь.
|
3.
«Ночь и звезды»
|
Рисование манкой, скатывание салфеток
|
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.
|
Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки
|
4.
«Зайчишка»
|
Тычок жесткой полусухой кистью
|
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
|
Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки
|
5.
«Рыбки в аквариуме»
|
Рисование ладошкой, пальчиками
|
Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
|
Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.
|
6.
«Закат»
|
Рисование пальчиками
|
Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.
|
Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки
|
7.
«Ветка мимозы»
|
Скатывание салфеток
|
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.
|
Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы
|
8.
«Жили у бабуси два веселых гуся»
|
рисование ладошкой
|
Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали
|
Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей
|
май
|
1.
«Клоун»
|
рисование восковыми мелками
|
Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма
|
Контур предмета, восковые мелки, белая бумага
|
2.
«Морковка»
|
Рисование пальчиком.
|
Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.
|
Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета.
|
3.
« Красивые цветы для пчелки»
|
Рисование ладошкой
|
Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.
|
Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки
|
4.
«Травка»
|
Рисование ладошкой.
|
Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.
|
Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.
|
5.
«Одуванчик»
|
Рисование пальчиком.
|
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
|
Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.
|
6. Оформление коллажа «Подводное царство».
|
Разные
|
Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.
|
Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки.
|
7.
«Сиреневый букет»
|
Скатывание салфеток
|
Упражнять в скатывании шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.
|
Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.
|
8.
«Рисуем, что хотим».
|
Разные
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
Список используемой литературы:
“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
И.А.Лыкова Цветные ладошки
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
|