Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности |
ИЗО детям | |||
Автор: Елена Николаевна Саванина | |||
18.09.2014 22:09 | |||
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Дети по природе своей – исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Но порой, традиционные карандаши и краски надоедают детям, поэтому я, по мимо планирования образовательной деятельности по ФГТ и работая по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, и М.А. Васильевой говоря непосредственно о изо деятельности где программа направленна на творческую организацию ( креативность ) воспитательно-образовательного процесса ; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка предлагаю, обучаю детей приемам нетрадиционного рисования. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более "рельефно" продемонстрировать возможности некоторых изобразительных стредств, что позваляет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала "подсказывают" детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. При этом сама идея творческого эксперементирования с материалами и приемами очень созвучна возрастным особенностям дошкольников (познание мира через действия с предметами и экспериментирование). Ценна тагже возможность использования разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки , аппликации) в процессе создания интерестного образа возможно сочетание изобразительных техник и материалов ("рисование" пластелином, коллаж, набрызг и т.д.) Что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живет современный дошкольник. Так, если предложить изобразить любимое животное при помощи щетинной кисти, собачки или кошечки получается пушистыми, забавными и самим детям понравится эта техника выполнения рисунка. В своей работе с детьми я учитываю возрастные особенности детей, а также использую самый разнообразный изобразительный материал: бумага, картон, карандаши простые и цветные, пластилин, краски, восковые мелки, фломастеры, различный бросовый материал, ватные палочки, свечи и многое другое. Очень важно научить ребенка различным способом рисования, дать понятие о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт. Для дошкольников 3-4 лет более простыми в освоении являются пальчиковая, ладонная, и трафаретная техника, печатание различными броссовыми материалами: крышками, ватными палочками. Изображая зимний пейзаж-сугробы и падающий снег,-ребята использовали "тычки" ватными палочками. С небольшой подсказкой учатся видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, лебедя осминога. Ребенок больше ориентирован на форму, чем на цвет. Основные линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. В возрасте 4-5 лет дети уже умеет держать карандаш и свободно им манипулирует. Формирование представлений о предметах, об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Использование сочетание различных изобразительных материалов: восковых мелков и акварель, рисование пластелином. Если детей 3-4 лет при выполнении образа в технике монотипия увлекал сам процесс сгибания бумаги то ребята постарше уже создавали интересные композиции; "Дерево смотрит в озеро". В возрасте 5-6 лет дети называют основные цвета спектра. Выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, линии более ровные, четкие. Воспроизводят геометрические фигуры по образцу, соблюдая размер и пропорции. Рисуют семью. Рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников. Формирование представлений о предметах, об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Самыми сложными, но и более интересными оказались техники граттаж, монотипия, набрызг. Следует отметить, что с повышением качества детских работ за счет совершенствования навыков возросло желание детей показать результаты своего творчества родителям. Были организованны выставки детских работ, что способствовало активизации инициативы у детей. По своим наблюдениям хочу сказать, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка. Позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
|