Евсюкова Нина Александровна Музыкальный руководитель 1К Инструктор по физической культуре МБДОУ "Детский сад № 18" г. Нефтеюганск, Тюменская область
Действующие лица: Птица-тень (взрослый) Барышня (взрослый)
Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей и творческой самореализации, для интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности изобразительной. Задачи: 1. Продолжать учить детей придумывать узоры для различных дымковских игрушек. 2. Закрепить умения рисовать элементы росписи с помощью печатки- тычка и кисти. 3. Приобщать к активному участию в различных видах (в пении, танце, игре на музыкальных инструментах) и формах (развлечение) музыкальной деятельности, используя фольклорные произведения. 4. Развивать чувство гордости за свою Родину-Россию, народных умельцев. 5. Воспитывать самостоятельность и творчество. Предварительная работа: рисование дымковской игрушки «Барышня»; чтение потешек, пословиц; лепка дымковских фигурок; рассматривание узоров дымковской росписи; разучивание народных песен, хороводов.
Ход занятия: ( Дети под музыку входят в зал и занимают места на стульях). (Гаснет свет. Звучит фонограмма полета птицы, игра теней. На ширме появляется сундучок). Музыкальный руководитель. Ой, что это? (подходит к ширме и берет сундучок). Сундучок!.. Интересно, от кого он? (ставит на стол). Ребята, подойдите ко мне. Давайте посмотрим, что в нем. Посмотрите, какие интересные фигурки. Но почему они не раскрашены? (Возможны ответы детей). (Дети садятся на стулья)
Музыкальный руководитель. Очень давно я слышала одну историю о том, как Дымковская Барышня ждала гостей. Она так готовилась к встрече с ними: нарядилась - надела сарафан, кофту, кокошник, напекла пирогов, поставила самовар. А когда она стала печь пироги, ей помогали ее друзья. Барышня так спешила к встрече с гостями, что засыпала своих друзей мукой. И стали они все совершенно, белые. Посмотрите, ребята, мне кажется, что это они и есть. Ребята, как вам кажется мы сможем помочь Барышне? Это нам по силам? А как мы сможем ей помочь? Ну, что ж, попробуем. (Гаснет свет. Звучит фонограмма. Игра теней).
Птица - тень: Сундучок мой, сундучок, ^ ~ Позолоченный бочок, Расписная крышка, Медная задвижка. Кто сундучок открывает – Тот путешествие совершает! Ребята, я птица - удачи! Помогите Барышне в ее беде! Музыкальный руководитель. Ребята, давайте отправимся в село, которое носит чудное название «Дымково», где живет Барышня. Но надо сказать такие слова: «1, 2, 3 - повернись, в селе Дымково, окажись!» ( Дети встают со стульев и повторяют слова). Музыкальный руководиетль. Вот мы с вами и оказались в селе «Дымково». (Дети садятся).
Музыкальный руководитель. Как здесь красиво. А вы знаете, почему у этого села такое чудное название? Вот послушайте. («Песня о Дымке» муз. Дунаевского).
Музыкальный руководитель. С высокого берега реки Вятки видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман, все село - будто в дымке. Вот и назвали его «Дымково». (Звучит музыка. Появляется Дымковская Барышня).
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, а вот и сама Барышня. Барышня. Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада встрече с вами. Добро пожаловать! Для каждого найдется в моем доме и местечко, и словечко. Давно припасла для вас забавушек на всякий вкус: Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку! Музыкальный руководитель. Мы решили, что у вас беда и пришли помочь. ^^^^ Барышня. Спасибо, друзья! Я так спешила, так спешила, что засыпала всех своих друзей мукой. Музыкальный руководитель. Не волнуйтесь, наши дети помогут вам украсить ваших друзей и они снова будут красивыми. Барышня. Ребята, давайте вспомним какие цвета, используют мастера при росписи дымковских игрушек? Ответ детей: (Красный, желтый, зеленый, оранжевый). Барышня. А из каких элементов состоит дымковский узор? Ответ детей: (Круг, кольцо, волнистые линии, прямые линии, точки - горошины, клетки). Барышня. Правильно, круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Сама игрушка должна оставаться белой, чтобы казаться красочной, яркой. Ребята, давайте вспомним, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом, и повторяются в определенной последовательности. Подойдите к волшебному сундучку, возьмите по игрушке и садитесь за столы. Подумайте, каким бы характерным узором вы бы расписали игрушку. А вы, ребята, подойдите к своему воспитателю (называет имя, отчество) и помогите ей. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Дети работают: часть детей расписывает фигурки с изображением животных, сделанных вместе с родителями, другая часть детей - расписывает фигурки для карусели вместе с воспитателем). Воспитатель. Дымково чем славится? Игрушкою своей! И радует, и нравится В ней все до мелочей. Прозрачные и яркие, веселые цвета. В ней что-то есть от радуги- Какая красота! Когда наблюдаешь за работой мастеров, кажется что все очень просто. Вот отщипнул кусочек глины, вылепил фигурку, поставил сушиться сначала на лавке, а потом в печке. А из печки выходят фигурки крепкие, закаленные. Побелил их мелом, разведенном на молоке и можно расписывать. И появляются из - под кисточки узоры: кружочки, полоски, клеточки, точки - все на своем месте и все горят ярко - ярко. Краски малиновые, красные, зеленые - пестро и весело, как в хороводе. И получились фигурки глазу на удивленье, всем на радость. Барышня. Карусель, карусель Пред тобой мелькает быстро Ряд игрушек расписной! Какие прекрасные у нас мастера, спасибо вам за моих друзей, они снова стали красивые, яркие. Мне хочется, чтобы вы рассказали о них. (Дети представляют свои работы). Ребенок: Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые. Ребенок:Кони глиняные мчатся На подставках что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Ребенок: Как у нас -то козел, Что за умный был: Сам по воду ходил, Сам кашу варил... Воспитатель. А мы с вами знаем хоровод, который называется «В огороде бел козел» (Надевает шаль на плечи себе и шапочку козлика ребенку). В хоровод, в хоровод! Веселись честной народ! ( Хоровод «В огороде бел козел» р.н.мелодия).
Ребенок: Курочка - красавица у меня жила. Ах, какая умница курочка была! Шила мне кафтан, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот Сказочку расскажет, песенку споет. Ребенок: Баю- бай, баю - бай! Ты, собаченька, не лай Белолапа, не скули, Нашу Таню не буди! Ребенок: Петушок, петушок золотой гребешок Ты подай голосок через темный лесок. Через лес, через реку Прокричи: « Ку-ка-ре-ку!» Ребенок: Барашек - свисток, Левый рог - завиток, Правый рог - завиток, На груди цветок. Барышня. Коли здесь народ не весел, Низко голову повесил, Знаю я, нужна игра: Распотешиться пора! ( Игра « Водоноски»). - 2 ведерка, 2 ложки, 2 емкости с водой; - 2 команды по 5-6 человек; Цель: Чья команда быстрее перенесет воду из емкости в ведра. Воспитатель: Хороша игрушка расписная Вся поет, бесхитростно светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла. Р-к: Не потому ль игрушкой этой, Народ так свято дорожил. Что он свое стремленье к свету В фигурки яркие вложил... Воспитатель. Так и трудились мастера по вечерам. А какие пословицы, ребята, о труде знаете вы? 1. Дело мастера боится. 2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 3. Терпение и труд - все перетрут. 4. Труд человека кормит, а лень портит. 5. Кто первый в труде, тому слава везде. Музыкальный руководитель. Не только трудились мастера по вечерам, но умели и веселиться: пели, играли, плясали. Есть еще и такая пословица: «Кончил дело - гуляй смело!» Девочка: Музыка, где заиграла, Там частушка зазвучала Русская народная, Веселая, задорная. Девочка: Ой, девчата веселей Своих ножек не жалей! Наши ножки хороши Мы попляшем от души! Девочка: Ах, пятка- носок Выковыривай песок, Уж я так попляшу Всю площадку распашу! (Кадриль). Девочка: Мы плясали, мы плясали, Мы плясали - топали, Все, кто видел, улыбались – И в ладоши хлопали! Музыкальный руководитель. Становитесь, дети, в ряд, Выбирайте все подряд: Дудки, ложки, погремушки, Бубны, все здесь побрякушки! И родители вставайте, Нашим детям подыграйте. Все играйте веселей, Чтоб порадовать гостей! (Оркестр р.н.м. « Ехал казак за Дунай»).
Барышня. Вот так и проводят время в нашем селе Дымково. Придет новая зима, и снова в Дымкове примутся мастера за дело. И так много- много лет подряд. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек. И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские дымковской игрушки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар- птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки- одна с Емелей, а другая с Козой и козлятками, и все это - настоящее чудо. Ребенок: Велика Россия наша, И талантлив наш народ. Об искусниках- умельцах На весь мир молва идет! (Песня « Русский сувенир» муз. Михайлова).
Музыкальный руководитель. Вот настал момент прощанья, Будет кратка наша речь. Говорим мы: Дети. До свиданья! Барышня. До свиданья! Спасибо вам, ребята, что смогли мне помочь, раскрасить, развеселить меня и моих друзей. До счастливых новых встреч! (Уходит). . * Музыкальный руководитель. Ребята, загостились мы в Дымково, но нам пора домой. Давайте скажем слова: «1,2,3 - повернись, в саду «Журавлик» окажись!» Дети (повторят слова). Воспитатель. Вот мы и в детском саду. А теперь, ребята, давайте пройдем в группу.
|