Дворниченко Анастасия Владимировна Воспитатель МБДОУ № 47 «Радость» г.Псков
Актуальность В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому программа способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи: • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, ра-доваться красоте природы, произведений классического искусства, окру-жающих предметов, зданий, сооружений; • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности; • формировать умение оценивать созданные изображения; • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов; • развивать творческие способности детей; • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа выполнения плана-проекта
Организация работы кружка Кружок «Каляка-маляка» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4- 6 лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художественно-эстетического развития. Участники кружковой деятельности Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели. Содержание кружковой деятельности реализуется программами: с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, «Кроха» Г.Г. Григорьева, периодические издания. Формы работы Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности «Каляка-маляка». Общее количество занятий в год 36. План проект реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Схема № 1 Возраст Количество детей в группе Время занятия 4-5 10 15 минут 5-6 12 20 минут
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога. Принципы проведения занятий • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе; • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия на-глядного материала; • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия; • доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному); • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора. ЧАСТЬ 1. Вводная Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, напри-мер, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насе-комых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках. ЧАСТЬ.2. Продуктивная На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Элементы занятий: • элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста); • игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.). • рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового. Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям. ЧАСТЬ 3. Завершающая Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка (см.приложение А) по теме занятия. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка. Индивидуальная работа Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты. Необходимо учитывать в работе на занятиях: Индивидуальные возможности детей: • умение использовать изобразительные материалы; • умение работать только левой рукой; • быстрое выполнение задания; • страх плохого результата рисования; • уровень развития детей; • создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования. Психологические особенности: • заинтересованность; • неуверенность при выполнении задания; • скованность; • нетерпение; • внимательность; • брезгливость и т.п. Сложности некоторых техник нестандартного рисова-ния: • поэтапное объяснение и показ техники педагогом; • в зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей; • следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами; • не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элемен-тами, деталями декора и т.п.; • для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки. Работа с родителями • привлечение родителей к созданию условий в семье способствую-щих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. • Анкетирование (см. приложение Б) Методические приёмы • познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом. • словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). • подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия. • вопросы проблемного и исследовательского характера – использу-ются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. • викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала. • метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. • рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления. • работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к со-вместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях. Нетрадиционные техники рисования используемые для занятий. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы полу-чить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Наглядный материал • альбомы с иллюстрациями; • цветные карандаши; • игры для восприятия цвета и развития руки; • ватман; • обои; • фломастеры; • акварель, гуашь, кисточки; • печати – клише; • трафареты; • «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования; • бусинки, пуговицы; • пробки; • цветная бумага; • нитки, вата; • пластилин; • художественная литература; • лоскутки ткани; • репродукции картин.
Заключение Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Скачать полный текст конспекта
|