Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет |
Развивающие занятия | |||
Автор: Радюкова Елена Васильевна | |||
28.02.2014 19:34 | |||
Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5-го жизни. III. СИСТЕМА РАБОТЫ. 1. Классификация игр. Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения. Разделила их следующим образом: - развивающие (т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): Блоки ДЬЕНЕША, Палочки Кюизера Кубики Никитина. - игры на развитие пространственного воображения Счетные палочки Геометрическая аппликация Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша, модели, экспериментирование; практические (игровые) методы и приёмы. На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий. Игры я составила на основе комплекта геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Заметила, что блоки Дьенеша помогли мне в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества. Если вижу, что мои дошкольники усвоили свойства геометрических фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать. Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Перспективный план по использованию блоков Дьенеша предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип. На первом этапе обучения необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя, и четырьмя. Вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» ( не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький). Конечно, строгое следование одного этапа за другим необязательно. Это зависит от того , с какого возраста начинается работа с блоками, от уровня развития детей. Ввела игровой элемент –«Геометрик», чтобы вызвать больше интереса к заданиям. Также закрепляла знания геометрической аппликацией. Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений. Знакомство детей с палочками Кюизенера я начала с рассматривания детьми цветных палочек, Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены полоски, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Использование «чисел в цвете» позволило мне одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести детей к выводу, что число появляется в результате счета и измерения. К этому понятию дети подходят в процессе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. · игры и упражнения на группировку по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру); · моделирование из плоскостных геометрических фигур, изображений различных предметов на плоскости от простых до более сложных. Дети осваивали состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру, умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре – упражнении я закрепляла название цветов и числовое обозначение. Знакомя детей средней группы с палочками, я вместе с детьми рассматривала, перебирала все палочки, расспрашивала их какого они цвета, длины. Показывала, как выкладывать на плоскости из дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи. Составляла вместе с детьми на плоскости лесенки в двух направлениях (подъем и спуск), что давало возможность разнообразить упражнения, а ребенку проявлять большую самостоятельность в организации самостоятельной игры. Выкладывала вместе с детьми лесенку из 5 полосок от меньшей (белой) к большей (сиреневой) и наоборот. Предлагала пальчиками пройти по ступенькам лесенки, считая вслух от 1до 5 и обратно. Когда мои дети освоили построение числовой лесенки и количественный и порядковый счет, я перешла к освоению отношений чисел. Постепенно дети начали понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Выкладывала лесенки, пропуская по 1 полоске. Давала возможность детям найти место для остальных палочек. Цветные палочки использовала как дидактический материал для усвоения детьми соотношения высоты, длины, располагая полоски в горизонтальном и вертикальном положении. Предлагала детям задания: -разложить палочки по цвету, длине; -найти палочку того же цвета, что и у меня, спрашивала, какого они цвета? -положить столько же палочек, сколько и у меня; -наложить эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверить, какая самая длинная? Какая самая короткая?» -выкладывала несколько палочек ,предлагала ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, убирала одну из палочек, ребенку нужно догадаться, какая полоска исчезла; -выкладывала несколько палочек и меняла их местами, детям предлагалось их все вернуть на место; -выкладывала перед ребенком две палочки и спрашивала: «Какая палочка длиннее? Какая короче? - предлагала детям найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной. В дальнейшем, используя альбомы заданий, предлагаемые к комплектам палочек Кюизенера, мы с детьми начали моделировать плоскостные изображения лесенки, ковриков, стульчиков, домиков, ключиков. Кубики Никитина «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. Кубики Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий. -Геометрическая аппликация С помощью геометрической аппликации, ребенок не только различает геометрические фигуры, но и учиться составлять из простейших элементов сложные картинки, поймет, что в жизни очень многие предметы состоят из различных геометрических фигур. Изображения создается путем определенной организации пространства, соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов. Эта деятельность носит моделирующий характер. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. - Счетные палочки; Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет): · выложить ; · сосчитать количество палочек в каждой фигуре; · назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура; · сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?); · сосчитать углы, входящие в фигуру; · построить фигуру по образцу; · самому придумать и сложить фигуру. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике. 2. Организация работы на занятиях. На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, кубики Никитина, геометрическая аппликация, счетные палочки. В ходе занятий используются следующие игровые приемы: 1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности); 2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра. 3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия. Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие». Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Геометрик) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспитателя). 4. Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно при закреплении материала. Пример: Геометрик начинает строить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с треугольником). Геометрик, настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4.» На вопрос Геометрика «Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми еще одну палочку!». (Одному – двум детям предлагается помочь Геометрику). Воспитатель (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла».
|