«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье». |
Развивающие занятия | |||
Автор: Королёва Марина Алексеевна Загидуллина Венера Исламовна | |||
18.10.2021 08:53 | |||
«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье». Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает представления о себе и других, о мире в целом. Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания. Что же такое логическое мышление? Логическое мышление – это прежде всего способность рассуждать. Мы иногда удивляемся, почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? Как правило, такие задатки определяются генетически. Но даже если это ребенку не дано от родителей в полной мере, мышление можно развить. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
- Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и рассуждения с использованием различных логических схем). Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Развивать своё логическое мышление ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. И вот здесь невозможно переоценить участие родителей в образовательном процессе. Вы даже не представляете какими интересными и полезными могут быть совместные вечера с детьми в семье, если вы предложите своему ребенку:
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживать и развивать интерес к математике. Приобщение детей дошкольного возраста к математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач. Предлагаю вам провести с детьми «Разминка для ума». (в семейном кругу) Кто быстрее ответит на «загадки — шутки», тот получает флажок. (любую киндер игрушку, кто больше соберет) Будьте внимательны. (Ведущий задаёт вопросы, а участники отвечают, тот кто первый и правильно ответит получает флажок).
Утро, день, ночь (вечер) 9. Назовите время года, которое я не назову: Осень, зима, лето (весна) 10. Назовите день недели, который я пропустила: Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье (четверг) 11. Назовите лишнее слово в ряду: Один, два, круг, три, четыре, пять (круг) 12. Назовите лишнее слово в ряду: Плюс, минус, пятница, равно, не равно (пятница) Игра Никитина "Сложи квадрат». (из листа подготовить квадраты и разрезать по рисунку) Цель: способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления детей дошкольного возраста, конверты с игрой «Сложи квадрат». Собираем квадраты Никитина. Делаем игру сами! МК Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Детям нужно из карточек «Сложи квадрат» собрать квадрат второго уровня сложности. (Конверт с квадратом-образцом отдаём с первой степени сложности для детей с низким уровнем развития) – нужно из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат (конверт с третьим вариантом сложности для детей с высоким уровнем развития, а остальным средний уровень сложности). Родителям все детали необходимо вырезать, перевернуть на лицевую сторону, а детям сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Для детей с низким уровнем предлагаю конверт с квадратами первым уровня (1 -3 детали), а для высокого уровня усложнённый третий уровень (4-7 деталей.) Игра-конструктор «Клумбовое яйцо». Цель: способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления. Во время игры части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу и в составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора. Игра имеет четыре уровня сложности. Первый уровень «Бабочка» «Ракета» (для детей с низким уровнем развития), второй уровень «Заяц» «Рыбка» (для детей в двух командах). Третий уровень «Сова», «Ёлка». Памятка для родителей. Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошо подготовлен к школе, играйте с ним в логические игры. Математика в повседневной домашней жизни вторгается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включать в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи. Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются игры в форме загадок и загадок-шуток, занимательных заданий. В такие игры вы можете играть с ребенком в любое время: утром по дороге в детский сад, в автобусе, дома перед сном, гуляя в парке и в лесу и т.д. Примеры игр: Что бывает прямоугольной формы? Что бывает круглое? Что бывает треугольное? Игры дома: Можно между делами вовлекать ребенка в следующие игровые упражнения. Который по счету? На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим? Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий? Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым? Игра «Сходства и различия». Игра развивает воображение, логическое и ассоциативное мышление, речь. Необходимо найти не меньше пяти сходств и различий разных понятий, например, молоко – вода (), самолет – поезд, стул – стол, и т.д. Из всего многообразия головоломок наиболее применимы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками (можно использовать спички без серы, зубочистки).
Для развития логического мышления очень полезно иметь дома головоломки, например, игры «Танграм», «Монгольская игра», «Квадраты Никитина», «Блоки Дьенеша, «Математический планшет», Палочки Кьюзенера. Помните! Что все совместные игры, упражнения, задания не только стимулируют умственные способности вашего ребенка, но и способствуют установлению положительного взаимодействия взрослых и детей друг с другом.
|