«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Щербакова Виктория Сергеевна | |||
23.10.2021 16:43 | |||
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Приобретаются навыки взаимодействия с предметами, дети учатся говорить, думать, воспринимать, усваивают определенные правила, делают первые попытки управлять своим поведением. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Родители для развития мышления детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях могут следовать следующим рекомендациям: Не стоит допускать скуки ребенка во время занятий. Только если ребенок с интересом подходит к занятию, он сможет творчески и интеллектуально проявить себя. Упражнения необходимо повторять. Время и практика определяет развитие умственных способностей детей. Если у ребенка не получается что-то, нужно сделать перерыв, и вернуться к этому упражнению позднее. Занимаясь рисованием, лепкой, изготавливая различные поделки, следует не только копировать образцы, но и развивать исследовательские навыки, умение фантазировать, воображать. Мышление активно развивается в процессе беседы с детьми о природе, социальных явлениях. Также можно обсуждать с ними прочитанные книжки, анализировать поведение людей. Важно проявлять терпение, и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности на данном этапе. Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он усталый или расстроенный. В этом случае следует предоставить ребенку возможность позаниматься тем, что ему нравится. В первую очередь нужно акцентировать внимание на успехах ребенка, поддерживать его, избегать недоброжелательной оценки. Важно поощрять такие качества, как терпение, целеустремленность, настойчивость. Ни в коем случае нельзя подчеркивать слабости ребенка в сравнении с другими детьми, а наоборот, формировать у него уверенность в собственных силах. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре. Игра «Закончи слово» Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать. Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово». Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним». Апельсин, ананас, помидор, абрикос. Вилка, сковорода, кастрюля, шкаф. Футболка, платье, шапка, шорты. Клен, дуб, клубника, ель. Сапоги, кепка, тапки, ботинки. Игра «Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он зеленый, овальный (Огурец). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение. Игра «Кто кем будет» Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?» Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов. Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро». Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета. *Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Таким образом, можно сделать вывод, что развивать мышление детей дошкольного возраста в домашних условиях – задача очень важная, и, при соблюдении данных рекомендаций, легко выполнимая. При систематических занятиях положительные результаты не заставят себя долго ждать.
|