Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством программирования Bee-bot |
Развивающие занятия | |||
Автор: Ананьева Елена Владимировна | |||
06.10.2021 20:14 | |||
Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством программирования Bee-bot Аннотация: В данной статье автор рассматривает теоретические аспекты развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, раскрывает инновационные методы и пути развития мышления у данной категории детей посредством программирования Bee-bot. Эта статья полезна воспитателям, учителям – дефектологам, педагогам-психологам, учителям логопедам, а также родителям, заинтересованным в развитии своих детей. Ключевые слова: задержка психического развития (ЗПР), инклюзивное образование, мышление, словесно-логическое мышление, старший дошкольный возраст, роботы Bee-bots. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с задержкой психического развития в дошкольных учреждениях. По мнению автора статьи одной из причин возникновения данного факта является внедрение инклюзивного образования.
Инклюзивное или включенное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. [5] Инклюзивный подход подразумевает раннюю диагностику уровня развития психических особенностей детей, что способствует выявлению детей с ЗПР в дошкольном детстве. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. [4] Лебединская К.С., исходя из этиологического принципа, выделяет четыре вида ЗПР: конституционального происхождения; ЗПР соматического происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического генеза. Независимо от вида ЗПР, у всех детей с ЗПР будут нарушены все виды мышления, особенно словесно-логическое. С.Л. Рубинштейн определяет мышление как «опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений — и обобщенное познание объективной реальности». «Мышление — это, по существу своему, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач» [3]. В.В. Давыдов, в зависимости от уровня и характера используемых средств, степени активности мыслящего субъекта, выделяет следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-дискурсивное (логическое). Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Среди ученых, которые занимались разработкой проблемы развития словесно-логического мышления и познавательной активности детей, а также вопросами коррекционного воздействия на развитие мышления, можно назвать такие имена, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Г.И. Щукина, П.Я. Гальперин, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Л. Рубинштейн и др. Ученые выделяют два этапа развития словесно-логического мышления у детей: на первом этапе ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Для логического мышления необходим сформированный внутренний план действий, который проходит шесть этапов развития по мнению Н.Н. Поддьякова:
Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой — развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач. Фундаментом для развития словесно-логического мышления является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
Основные трудности развития словесно- логического мышления это бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь, трудности в понимании взаимоотношений предметов и явлений. Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи, в большинстве случаев таким детям требуется многократное повторение заданий и оказание различных видов помощи. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается. Такие дети продуктивно занимаются короткое время и только в случае эмоциональной привлекательности задания. Учитывая всё выше сказанное, в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР положительно себя зарекомендовал Bee-bot (Умная пчёлка). Это дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов. Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом. Если Вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», «пчела» отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» «Умная пчела» не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Маленькая и прочная конструкция делает игрушку удобной для детской руки. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче. Для тех, кто освоил простейшие действия с роботом, предлагаются тематические коврики. Они делают игры с «Умной пчелкой» сложнее и разнообразнее. Тематические коврики могут быть самыми разнообразными, всё зависит от целей и задач, которые решает педагог на занятии. Данные коврики педагог может изготовить сам, совместно с детьми, родителями, главное учитывать шаг пчелки в 15 см. Каждое занятие проводится в игровой форме. На первом этапе педагог учит детей ориентироваться в пространстве определять правую и левую сторону у себя на теле ( «Покажи, где левая ручка, где правая и т.д.») Затем учит детей называть, что находится слева от него, что справа. Детям можно предложить поиграть в игру «Умная пчелка», ребенок исполняет роль пчелки, следуя указаниям педагога ходит по стрелкам, параллельно не только учится ориентироваться в пространстве, но и «читать схему». Сначала педагог озвучивает схему сам, затем ребенок проговаривает схему и следует ей. (Например, два шага вправо, один шаг вверх, два-вправо, один-вниз) В итоге ребенок сам «читает» схему и выполняет движения согласно ей. Дети могут нарисовать такие схемы друг другу, поменяться ими и выполнить задание. На втором этапе педагог знакомит детей с пчелкой и учит ее программировать. Активно используются тематические коврики, поля-сетки (коврики без рисунка, размеченные на сектора). Можно смастерить аксессуары для мини-роботов, что поспособствует организации увлекательного занятия по различной тематике. Каждое занятие следует начинать с мотивационного компонента (с постановки проблемы, например, помоги пчелке найти дорогу домой; пчелки поспорили, кто быстрее доедет до дома и т.д. Можно спросить детей, чему они хотят научить пчелку или что хотят рассказать пчелке, тогда мотивационный компонент занятия определяют сами дети. Первоначально дошкольникам с ЗПР трудно сформулировать запрос, проблемный вопрос, но постепенно они научаются это делать). Каждое занятие следует заканчивать рефлексией. В процессе рефлексии важно подмечать малейшие успехи дошкольников, почаще хвалить детей, воспитывать в них веру в собственные силы и возможности. В результате педагогического наблюдения можно сделать следующие выводы: в процессе игры с умной пчелой у детей происходит развитие словесно-логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, дети хорошо ориентируются в пространстве, увеличивается словарный запас, научаются считать, устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, программирование умной пчелки способствует формированию у детей интеллектуальных операций, развитию навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности, что способствует преодолению задержки психического развития. Используемые источники
|