Развитие двигательной памяти у детей 4-7 лет с помощью подвижных игр и упражнений. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Багаутдинова Гульфия Римовна | |||
27.12.2024 22:59 | |||
Развитие двигательной памяти у детей 4-7 лет с помощью подвижных игр и упражнений. Сегодня концепция дошкольного воспитания определяет значение раннего детства как периода, который обеспечивает общее развитие ребенка. Она служит фундаментом для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков. Особое значение придается дошкольному воспитанию, так как оно позволяет формировать здоровье, полноценно развивать физические и психические особенности детей. В этот период происходит становление личности ребенка. В 2007 году в нашей стране принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», который направлен на целенаправленную пропаганду физической культуры, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании. Физическая культура, как часть образовательного пространства ДОУ, является неотъемлемой частью системы воспитания дошкольников.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности человека, возникающий в различных ситуациях, при которых существует необходимость воспроизведения с достаточной точностью многообразных сложных движений. Память человека — это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной словесно-логической, двигательной. Существует разные виды классификации памяти. В работах исследователей подчеркивается важность развития двигательной памяти у детей дошкольного возраста. Именно двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы и письма. Для этого необходимо развитие таких познавательных процессов как: воображение, память, мышление, внимание. Память способствует развитию дошкольника, обеспечивает единство и целостность его личности. В работах многих исследователей подчеркивается важность развития двигательной памяти у детей дошкольного возраста, так как именно двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы и письма. На наш взгляд, исследований по данной проблеме недостаточно. Существует лишь краткие методические рекомендации и упражнения для развития двигательной памяти. Двигательная память – это запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Анализ психолого –педагогической литературы показал, что основные средства физической культуры, которыми являются подвижные игры и физкультурные упражнения влияют на психические процессы, в том числе и на развитие двигательной памяти. Во время работы мы использовали блочное планирование как наиболее соответствующее требованиям системного подхода и логике биологических закономерностей физического развития детей. Важно отметить, что тематические блоки соответствовали видам программного материала по физическому воспитанию, её базовой части: блок легкая, гимнастика, «Школа мяча», «Зимние забавы». На наш взгляд, использование тематических блоков при планировании физкультурных занятий способствовало развитию двигательной памяти у детей. Например, в блоке «Гимнастика» мы использовали разные виды игр и упражнений предложенные Е.Арсениной, Д.Орловой, В.Родионовым: в подготовительной части – упражнение с гимнастической палкой и с обручем; в основной части – игры: «Движение по памяти», «Журавли и лягушки»; в заключительной – игры: «Каменные человечки». В блоке «Легкая атлетика» на физкультурных занятиях по технологии блочного планирования с детьми 6-7 лет использовались: комплекс общеразвивающих упражнений «Лошадка», полоса препятствий: бег, лазанье, пролезание, прыжки по кочкам; игра «Четыре стихии». Данные комплексы используются в детском саду на физкультурных занятиях, утренней гимнастики, физкультминутках, во время самостоятельной двигательной деятельности. Развития двигательной памяти у детей 4-7 лет доказал что, применение составленных нами комплексов подвижных игр и упражнений является эффективным.
|